GeorgiaTimes говорил с известным российским политологом Валерием Хомяковым.
Абхазское небо не дает Грузии покоя уже давно. Все началось еще прошлой зимой, когда Москва и Сухум договорились об открытии воздушного сообщения. Согласно подписанному документу, страны условились создавать каждая на своей территории необходимые условия для осуществления полетов воздушных судов другого государства, их аэронавигационного, технического и аэропортового обслуживания. В Тбилиси российско-абхазское соглашение, естественно, осудили. По мнению грузинской стороны, авиасообщение между Россией и Абхазией "лишено правовой основы" и является "нарушением практически всех норм Чикагской конвенции". Именно тогда в Сакартвело впервые заявили о том, что республика оставляет за собой право пожаловаться на большого соседа в Международную организацию гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization).
В итоге, это было сделано. Впрочем, то обращение возымело действие лишь отчасти. Да, ICAO поддержала "территориальную целостность" Сакартвело в рамках старых границ, но до каких-либо санкций в отношении Москвы или Сухума дело не дошло. Как отметили тогда в абхазском внешнеполитическом ведомстве, Грузию попросту беспокоит любое возможное экономическое или социальное улучшение жизни Абхазии. "Тбилиси умышленно продолжает поддерживать режим санкций, пытается ставить препоны в развитии экономики республики, - подчеркнул в интервью GeorgiaTimes глава МИД закавказской республики Максим Гвинджия. - Сюда же можно отнести и все эти заявления по аэропорту".
Сейчас, когда Сухум активно сотрудничает не только с Россией, но и с другими странами, "праведный гнев" Тбилиси многократно усилился. Грузии очень не понравилось, что в ближайшее время Абхазия намерена установить прямое авиасообщение с Израилем. По словам депутата парламента республики Нугзара Циклаури, любая страна, которая решит наладить воздушное сообщение с Сухумом или Цхинвалом, должна знать, что получит "серьезного противника в лице Грузии". "Мы не ожидаем, чтобы какая-либо известная и серьезная авиакомпания осуществляла бы полеты, - приводит его слова GHN. - А устав ICAO запрещает странам-членам совершать полеты на такие "территории", это вопрос престижа страны, и все компании знают, что организация применит серьезные санкции".
Похоже, прав был советник премьер-министра Абхазии Беслан Эшба, который не так давно заявил: грузинские политики до сих пор не поняли, что экономическое развитие не может быть обеспечено угрозами и санкциями. "Следует, наверное, пересматривать изжившие себя подходы прошлого, - сказал он. - Если весь мир уже понял, что надо искать механизмы взаимодействия с такими республиками, как Абхазия и Южная Осетия, то они, похоже, до сих пор не осознали этого".
О том, к чему приведут усилия Тбилиси, и стоит ли Абхазии ожидать каких-либо санкций в отношении закавказской республики со стороны ICAO, корреспондент GeorgiaTimes говорил с генеральным директором Совета по национальной стратегии Валерием Хомяковым. По его словам, здесь речь идет, скорее всего, о политике, а не о возможных договоренностях между Израилем и Абхазией. "Грузии, конечно, крайне невыгодно, чтобы Абхазия проводила свою внешнюю политику, в том числе и в сфере налаживания информационных и транспортных коммуникаций, экономических связей, - говорит наш собеседник. - А Сухум в этом смысле демонстрирует достаточно большую активность. Вспомнить хотя бы контакты руководства Абхазии со странами Латинской Америки. Абхазия пытается действовать самостоятельно, и это вызывает раздражение у грузинского руководства".
Насколько удастся наладить авиасообщение, во многом будет зависеть от позиции израильского руководства и, конечно же, Соединенных Штатов, считает Валерий Хомяков. "Полагаю, что нынешние американские руководители не очень заинтересованы в том, чтобы Абхазия таким образом зависела от Тбилиси, - заявил эксперт - В определенной степени, есть охлаждение между режимами Обамы и Саакашвили, нежели это было при Буше. Надеюсь, что в итоге израильские и абхазские авиакомпании договорятся между собой, невзирая на протесты Грузии. Это будет такая реперная точка - в какую сторону склонится мировое сообщество относительно Абхазии. И, если договоренности будут достигнуты, то можно будет делать выводы о том, что Запад начинает постепенно забывать о протестах Тбилиси в отношении контактов Сухума с влиятельными игроками на политической арене. А Израиль к таковым можно отнести".