Родители и дети

Южная Осетия оставила Кокойты в прошлом

Победу во втором туре президентских выборов в Южной Осетии одержал Леонид Тибилов, бывший глава ведомства госбезопасности республики. Давид Санакоев, проигравший соперник Тибилова, ушел с достоинством, заявив, что не намерен оспаривать результаты волеизъявления. Однако он добавил, что его сторонники намерены добиться проверки результатов голосования. Тем временем граждане Южной Осетии ждут от нового президента Тибилова решительных действий по нормализации жизни в республике.

Быть человеком Эдуарда Кокойты для жителя РЮО - позорное клеймо. За четыре дня до выборов оба кандидата в президенты публично поклялись, что не являются членам команды экс-президента. Леонид Тибилов сделал это в ходе теледебатов. Давид Санакоев пошел дальше: свою клятву он произнес во дворе цхинвальской школы № 5.

Во дворе этой школы располагается мемориал памяти жертв войны августа 2008 года. А те, кто помнит более раннюю войну, вспомнит и другое. С 1989 по 1992 год, когда Цхинвал был в блокаде, жители города хоронили погибших во дворах домов, так как путь к кладбищу был отрезан грузинскими войсками. Одно из этих захоронений было именно во дворе школы № 5. С точки зрения политической психологии, клятва Санакоева была сакральным актом. Он призвал в свидетели не только погибших во время августовской войны, но и всех тех, кто умер в разные годы лишь из-за того, что он осетин. Они пали от рук грузинских агрессоров разных лет, начиная от Жордании и заканчивая Саакашвили. Давид Санакоев произнес по-настоящему страшную клятву. Его слова звучали довольно искренне. Но клятва ему не помогла.

Читайте также: Выборы в Южной Осетии: деньги на ветер?

После обнародования итогов выборов победитель и проигравший сделали заявления. Тибилов поздравил всех избирателей Южной Осетии с участием в выборах. Новый президент заявил, что первая его цель - это сплочение южноосетинского общества, которое разошлось по разным лагерям и группировкам. В связи с этим он, как и обещал, пригласил Санакоева войти в свою команду.

Санакоев же поздравил Леонида Тибилова с победой и заявил, что не намерен оспаривать результаты выборов. Однако спустя некоторое время он сказал, что его сторонники "не рассматривают выборы как поражение". Те люди, которые голосовали за него, "хотят перемен и нового будущего", и потому он и его сторонники создают новую политическую партию. "Нужно, чтобы каждый голос моих избирателей был услышан новым президентом. Граждане Южной Осетии, которые проголосовали за меня, - это та сила, которая стремится идти вперед, и она не должна быть потеряна", - цитировали Санакоева различные СМИ. От своих слов насчет признания итогов выборов проигравший кандидат не отказывается, но все же убежден, что "некоторые факты нуждаются в дополнительной проверке". "Виновные в попытках фальсификации должны быть наказаны" , - заключил Санакоев. В этой обтекаемой на вид фразе достаточно намеков на то, кто якобы хотел "сфальсифицировать" выборы, кто "помешал" фальсификации и кто будет наказывать виновных. Должно быть, прокурором на процессе будет не кто иной, как южноосетинский омбудсмен.

Читайте также: Алла Джиоева: на ЦИК давили сверху

Так или иначе, выборы президента Южной Осетии состоялись. Это значимое для республики событие комментировали GTimes южноосетинские эксперты.

Валерий Каболов, председатель Московской осетинской общины:

"Выборы 2012 года показали Южной Осетии и всему миру, что чудес не бывает. 8 апреля 2012 года ЦИК республики зафиксировал победу Леонида Тибилова. Давид Санакоев признал свое поражение. Надо отдать ему должное, он ушел с достоинством.

Не стоит удивляться тому, что получилось так, а не иначе. Практически каждый житель Южной Осетии знает, что Давид Санакоев - человек Эдуарда Кокойты. В конце ноября - начале декабря 2011 года команда Кокойты показала, как она относится к волеизъявлению народа Южной Осетии. Народ устал это терпеть. Но тот, кто десять лет самовластно распоряжался Южной Осетией, так просто не уйдет. Команда Кокойты попыталась протащить на выборах своего человека - Давида Санакоева. В ход был пущен весь арсенал "грязных технологий": "карусели", двойные паспорта, подкуп избирателей чуть ли не прямо возле избирательных участков. То, что Давид Санакоев вышел во второй тур, во многом объясняется манипуляциями с голосами избирателей. В маленькой Южной Осетии ничего нельзя скрыть. Но Санакоев проиграл. К его чести, он заявил, что признает выбор народа законным и не собирается его оспаривать. Если Санакоев был искренним, то это поступок достойного человека. Конечно же, Кокойты с проигрышем не смирится. Но народ Южной Осетии надеется на лучшее. Эта надежда на лучшее сосредоточена в поддержке народом Южной Осетии кандидатуры Леонида Тибилова.

Читайте также: Эдуард Кокойты: к власти через парламент?

Сыграла свою роль и поддержка кандидатуры Тибилова лагерем Дзамболата Тедеева. В ноябре 2011 года сторонники Тедеева выдвигали своим кандидатом Аллу Джиоеву. После событий, последовавших за аннулированием итогов выборов 2011 года, лагерь Тедеева-Джиоевой оказался расколот. Президентские выборы 2012 года объединили большую часть электората Аллы Джиоевой вокруг Леонида Тибилова. Конечно же, Тибилов победил не только благодаря этому фактору. Как я уже сказал, в Южной Осетии все у всех на виду. Люди отлично видели личности всех кандидатов. Люди выбрали Тибилова. В его пользу сыграло многое. Прежде всего, его жизненный и политический опыт. А также его честность".

Алла Джиоева, экс-кандидат в президенты РЮО:

"Насчет Санакоева в Южной Осетии ходит такое клише: он - человек Эдуарда Кокойты. Я думаю, что если бы не это клише, он бы имел бы значительные шансы на победу. Всякий, кого поддерживает Кокойты, обречен в Южной Осетии на неудачу. Выборы, конечно же, нелегитимны. Но мы рады одному: президент Южной Осетии, пусть и нелегитимный, избран. Мы надеемся, что Леонид Тибилов поможет Южной Осетии покончить с состоянием гражданского разъединения, в котором республика находится последние полгода. Я считаю, что о Леониде Тибилове как о президенте РЮО надо судить по его делам. Лично меня риторика не прельщает. В течение двух - трех недель я сделаю выводы о нем как о президенте, тогда и скажу свое слово".