Родители и дети

Руслан Гереев: Дагестан утопает в крови

В прошедшую субботу вечером неизвестные в масках стреляли по верующим в мечети дагестанского города Хасавюрт. 19 августа, в воскресение, произошел теракт в Ингушетии. На кладбище села Сагопши, во время похорон участкового инспектора Илеза Коригова, в толпе местных жителей раздался взрыв. Теракт унес жизни семи человек. Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа, назвал Рамадан 2012 года "кровавым Рамаданом". Он же изложил изданию свою версию трагических событий этих выходных.

- Начнем с субботнего расстрела верующих в мечети города Хасавюрт. Что Вы думаете об этом?

- В некоторых СМИ хотели преподнести расстрел как агрессию суннитов против шиитов. На самом деле это не так. В Дагестане со стороны Ирана и Азербайджана идет активная проповедь шиизма. Хасавюрт, где неизвестные в масках стреляли по прихожанам мечети, находится на севере Дагестана, где мало шиитов. Рост шиизма идет по нарастающей к югу. Даже в Махачкале больше шиитов, чем в Хасавюрте. Главное: никаких суннитско-шиитских конфликтов в республике никогда не было.

Руслан Гереев: Дагестан утопает в крови. Мечеть в Хасавюрте
Мечеть в Хасавюрте. После расстрела

В мечети на улице Магидова молились не только шииты, но и сунниты. Такое у нас нормально. Что касается самого расстрела, то аналогичные инциденты имели раньше место и в других районах республики, и касались всех мусульман без исключения. Скажу, что Рамадан 2012 года, по сравнению с прошлыми годами и месяцами, стал для Дагестана самым кровавым.

- Почему кровавым Рамаданом для Северного Кавказа стал Рамадан именно этого года?

- Не знаю, с чем это связано. Видно, что в регионе, помимо федеральных структур и вооруженного бандподполья, действуют третьи силы. Непонятно, куда идет вектор федеральных отношений. Со стороны федеральных органов мы не видим никаких профилактических мер в молодежной среде. Нет никаких мероприятий, которые были бы направлены на искоренение идеологии ненависти и насилия.

В СМИ, в выступлениях чиновников делается акцент на "антитеррористическую борьбу". А что означают эти антитеррористические меры, никто не знает. Лет пять-шесть назад ведущие ведомства Дагестана проводили пропаганду в районах, выезжали, разговаривали там с верующими об их правах в поле федерального законодательства. Теперь умы молодых дагестанцев захватили социальные сети. А там - сплошное превосходство салафитской идеологии.

Читайте также Пиар на ингушских кровниках

На Северном Кавказе салафизм приобрел совершенно дикий вид, совсем не такой, как в странах Персидского залива. Начнем с того, что насилия и убийства ни в чем не повинных людей изначально не свойственны догматическому салафизму. А у нас в регионе под лозунги "чистого ислама" собираются криминальные группировки, "флэш-банды", которые занимаются вымогательством, и прочие преступники. Все это придает Северному Кавказу кровавый колорит.

- Что Вы можете рассказать о теракте в Ингушетии?

- Расстрел верующих в мечети Хасавюрта, кровавый теракт на кладбище в Сагопши - явления одного порядка. Такие действия, как правило, происходят накануне массовых мероприятий. Сейчас начали стрелять и убивать накануне празднования Уразы-байрама. На такое не способен ни один здравомыслящий человек. А верующий - тем более.

Руслан Гереев: Дагестан утопает в крови. Сагопши. После теракта
После теракта. Сагопши, Ингушетия

- Получится ли что-нибудь у следствия?

- Беда официального следствия в том, что оно ищет корни в бандподполье, о котором само мало что знает. В результате следствие запутывается и ни к чему не приходит. Террористы, видя это, продолжают совершать кровавые преступления. Лично я не помню ни одного успешного раскрытия дела по теракту на Северном Кавказе. Некоторые следователи сами стараются поскорее отделаться от таких дел. Чаще сваливают все на какого-то боевика, убитого при КТО. Говорят, что он убивал, совершал теракты, похищал людей, ничем толком это не могут доказать, и тем самым расписываются в своем бессилии.

- По делу о теракте на кладбище сейчас "разрабатывают" некоего Артура Гатагажева, арестованного в начале этого года за терроризм. Число осужденных за терроризм в России растет, а теракты все равно продолжаются. В чем причина? В качестве работы силовиков?

- Силовики не могут работать "хорошо" или "плохо". Они обязаны защищать людей, и это прописано в Конституции РФ. Одно скажу: если госслужащие, СМИ или силовики будут действовать по проекту беззакония, то нас ожидает анархия. С другой стороны, взаимные упреки правоохранительных органов и радикализированной молодежи друг к другу в регионе растут день ото дня. Мы давно уже должны были обратить на это внимание и принять меры.

А сам смертник Альдиев и Артур Гатагажев, который якобы его послал? Какой это уже террорист по счету и какая группировка? Почти каждый день сообщают, что ликвидирован еще один бандитский амир. На его место приходят десятки других амиров. Это какой-то террористический конвейер, который невозможно остановить! КТО ни к чему не приводят. На место этого Хамзата Альдиева придут десятки других.

Что касается Артура Гатагажева, то я не знаю, виновен он или нет. Я уверен, что по воскресному теракту он будет все отрицать, точно так же будут делать его родственники. Нам нужно не ловить поодиночке этих Гатагажевых или Альдиевых, а делать другое. Обратите внимание - по России нет ни одного процесса, на котором по законам РФ осудили хотя бы одного конкретного террориста! Осужденных за терроризм много. Но это не ферзи, а пешки, и даже случайные люди. Один сумку принес куда-то, другой вызвал такси, третий был таксистом, четвертый рядом стоял ...

- Получается, что причина все же в работе следственных органов?

- Следствие по всем северокавказским убийствам и терактам хромает на обе ноги. В регионе - огромное скопление самых разных следственных органов. Мы не видим особых успехов от такой концентрации, зато видим ухудшение качества всего следственного процесса. Эти следователи и силовики только мешают друг другу работать. В самом регионе - убийство на убийстве, теракт на теракте. Это, к сожалению, лицо нынешнего Дагестана. Регион утопает в крови. Нет экономического просветления, молодому поколению тут делать нечего. Безработица повальная, при этом нет качественного религиозного просвещения . Для нас - огромная беда.

- На Ваш взгляд, есть какой-то выход из положения?

- Нам нужна методическая схема, по которой мы сможем донести до каждого основы ислама в полном объеме. Эта схема должна объяснить молодежи кораническое понимание джихада, фикха, шариата, таухида и всех базовых аспектов ислама. Если власти вместе с духовенством займутся этим вплотную, думаю, многие проблемы будут решены. Но у нас самих проповедников катастрофически мало. Тех, которые есть, почти каждую неделю убивают или грозятся убить. Эти проповедники-энтузиасты не видят помощи со стороны. Во многом причина такого бездействия - в конкуренции внутри самой религиозной среды. Представители тарикатов хотят, чтобы право на проповедь принадлежало им, салафиты на всех ключевых постах видят "своих", шииты видят "своих". Даже Русская Православная Церковь хочет, чтобы исламским просвещением Кавказа занимались "ее" исламоведы. В результате такого противоборства мы ничего не получим.


Тамерлан Алероев