Новости психологии

Иран и "шестерка" достигли исторического соглашения

Тегеран и "шестерка" международных посредников сумели достигнуть договоренности на переговорах в Женеве.

Согласно соглашению, Иран сократит работы в рамках ядерной программы, предоставит международным экспертам доступ для более тщательных проверок, а экономические санкции в отношении страны будут ослаблены. Вашингтон играл активную роль в переговорах, согласившись вести диалог с Ираном, несмотря на отсутствие дипломатических отношений с 1980 года.

Президент США Барак Обама заявил, что теперь Иран не сможет развивать ядерную программу. "Существенные ограничения помогут предотвратить создание Ираном ядерного оружия. Они лишают Иран наиболее вероятных путей к (ядерной) бомбе. И этот первый шаг даст в следующие шесть месяцев время для более тщательных переговоров, чтобы полностью проработать все вопросы иранской программы. И благодаря этому соглашению, Иран не может использовать переговоры для скрытого развития своей программы", — сказал он, выступая со специальным обращением в субботу вечером.

Президент отметил, что новые санкции США против Ирана в настоящее время нецелесообразны. "Мы воздержимся от наложения новых санкций, и мы позволим иранскому правительству доступ к средствам, которые им были недоступны из-за (существующих) санкций", — сказал он.

"Однако более широкая структура санкций останется прежней, и мы продолжим активно их реализовывать. Если Иран не полностью выполнит свои обязательства за эти шесть месяцев, то мы обратим вспять смягчение санкций и увеличим давление", — заключил Обама.

При этом он признал, что Иран должен иметь возможность доступа к мирной ядерной энергии. "В течение последующих шести месяцев мы будем работать над тем, чтобы заключить всеобъемлющее соглашение. Мы подходим к этим переговорам исходя из базового принципа: Иран, как всякая страна, должен иметь возможность доступа к мирной ядерной энергии", — сказал Обама, передает "Взгляд".

Суть договоренностей между Ираном и шестью мировыми державами по обузданию иранской ядерной программы базируется на концепции, выдвинутой президентом России Владимиром Путиным и закрепленной во внешнеполитической концепции РФ, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

"Договоренность эта означает, что мы согласны с необходимостью признать право Ирана на мирный атом, включая право на обогащение, при понимании, что все вопросы, которые в иранской ядерной программе сохраняются, будут закрыты, и сама эта программа будет поставлена под строжайший контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). И конечная цель уже зафиксирована в сегодняшнем документе", — сообщил он.

Кроме того, глава внешнеполитического ведомства РФ отметил и роль руководства ИРИ в завершившихся переговоров. "Достигнута договоренность, которая венчает собой многолетние контакты, в ходе которых были и взлеты, и падения. Но с приходом к руководству в Иране нового президента мы ощутили, что заявление о желании эту проблему решить имеет под собой серьезные основания", — сказал С. Лавров.

Министр иностранных дел также сообщил, что весь объем ядерной программы Ирана, который сейчас "полностью контролирует МАГАТЭ", сохранится на ближайшие шесть месяцев. "Это призвано укрепить доверие, и позволит нашим партнерам из США и Европейского союза ослабить то санкционное давление, которое они вели в отношении Ирана, приняв одностороннее решение за рамками совета безопасности. Мы эти односторонние санкции никогда не признавали и, наверное, правильно, что ослаблять нажим на Иран нужно с устранения этих односторонних санкций", — сказал С. Лавров.

По его словам, этот период будет посвящен "продолжению интенсивных переговоров" для достижения окончательных договоренностей, которые потребуются Ирану "для мирной ядерной деятельности". "Прежде всего, для производства топлива, для атомных электростанций, для исследовательских реакторов, для реакторов, которые производят изотопы для медицинских и прочих гуманитарных целей", — пояснил министр, передает РБК.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал договоренности "шестерки" и Ирана, выразив надежду на то, что они могут стать "началом исторического соглашения для народов и стран Ближнего Востока и за его пределами", заявил официальный представитель всемирной организации Мартин Несирки.

Пан Ги Мун призвал заинтересованные правительства "сделать все возможное для развития этого воодушевляющего начала, устанавливая взаимное доверие и продолжая переговоры для расширения рамок начальных договоренностей".

"Генеральный секретарь подтверждает свою непоколебимую приверженность укреплению режима ядерного разоружения и нераспространения", — подчеркнул Несирки, передает Trend.