Переосмысляя Геноцид

В Армении и армянских общинах по всему миру 24 апреля отмечается 97-летие совершенного в 1915 году геноцида против армян в Османской империи. Каждый раз с приближением этой даты на международной арене на различных уровнях активизируются дискуссии насчет того, произнесет ли на этот раз президент США термин "геноцид" в своем ежегодном обращении, какая страна еще может признать геноцид…

Настало время осмыслить ситуацию в плане того, какая политика у Армении в вопросе геноцида, нюансы его продвижения на международной арене, как воспринимает этот вопрос диаспора, и как проблема геноцида может влиять на процесс нормализации армяно-турецких отношений. Как уже известно, поддержка процесса международного признания Геноцида армян официально является одной из приоритетных направлений внешней политики Армении. Несмотря на это, в государственном бюджете страны выделяется мизерная сумма для продвижения этой проблематики на международной арене.

Процесс международного признания геноцида в последнее время несколько видоизменился: сейчас он рассматривается не как отдельная проблема, а как важная составляющая общечеловеческой борьбы за признание преступления геноцида, в целях недопущения его повторения в будущем. То есть наблюдается политика по деизоляции вопроса геноцида строго из "армянских скобок", что делает проблему более понятной как для правительств, так и обществ зарубежных государств. Логика этой плотики сводится к тому, что Геноцид армян — трагедия не только одной нации, а важная составляющая общечеловеческой истории.

Читайте также:Армянская депортация со смертельным исходом

В настоящий момент марафон по международному признанию геноцида, на самом деле, превратился в борьбу за привлечение турецкой стороны к ответственности. Дело в том, что никакое значимое на мировой арене государство (кроме, конечно, Турции и Азербайджана) не сомневается в том, что геноцид по отношению к армянам был совершен. Именно поэтому в странах, признавших геноцид, наблюдается процесс по криминализации ответственности за публичное отрицание этого преступления. Это шаги по привлечению Турции к "косвенной" ответственности за совершенное преступление в период 1915–1922 годов.

В целом, несмотря на то что процесс признания Геноцида армян на официальном уровне не связывается с нормализацией армяно-турецких отношений (которая сейчас переживает стагнацию), однако "борьба за признание геноцида" — важный элемент в процессе армяно-турецкого примирения. До старта армяно-турецкого процесса, в период его продвижения и после, марафон за признание геноцида не переставал терять свое значение в отношениях между Ереваном и Анкарой. Борьба за международное признание геноцида была и остается в руках Армении инструментом давления на Турцию, который может ее подтолкнуть к открытию границы.

Выражаясь иначе, политику Еревана можно характеризовать как "давление из периферии и миротворчество в лобовую". Давление осуществляется "дубиной" геноцида со стороны третьих стран, которые в любой момент могут признать геноцид или включить этот вопрос в повестку, а миротворчество происходит прямыми предложениями армянской стороны по нормализации отношений без предусловий. Это, конечно, обдуманная политика, однако она была продиктована естественным устройством ситуации, так как, независимо от желания официального Еревана, диаспора продвигала бы этот вопрос, ибо он является частью ее идентичности. По большому счету диаспора родилась и образовалась в результате геноцида.

Читайте также: Карабах отмечает 97-ую годовщину Геноцида

Теперь, что такое геноцид для проживающих в Армении армян и армянских общин всего мира? Диаспора и Армения по-разному воспринимают геноцид. Это вполне объяснимо, так как геноцид есть важная составляющая национальной идентичности армян диаспоры. Это сформировало определенные комплексы, в результате которых некоторые представители диаспоры в плане самости идентифицируют себя с армянской нацией, поскольку подверглись геноциду. То есть теряют свое значение такие "агенты" национальной идентичности, как церковь и язык, в результате ассимиляции и смешанных браков.

Понятие же Родины — Айастан ("Армения"), которую сейчас желают, по крайней мере на словах, сделать гравитационным центром для армян всего мира и соответственно частью их идентичности, пока не работает. Попытки смены геноцида на Айастан в качестве основного элемента для национальной самости армян диаспоры не увенчаются успехом. Дело в том, что для армян понятие Армения как государство в своих границах шире, чем она есть на самом деле. В это понятие, кроме нынешней территории Армении с площадью 29,8 тыс. км² и Карабаха, входят также Западная Армения, Киликия и так далее — для кого, как… Такое восприятие — результат того, что в случае с Арменией нация намного шире, чем государство.

Перелом в этом вопросе произойдет только в том случае, если удастся сделать основным столпом самости диаспоры "Айастан". Это не простая замена понятий или терминов, оно представляет собой изменение целого мышления, революцию в уме, перестановку приоритетов и образование национально-государственного мышления, центром притяжения которого станет Армения. В результате создается новый вид идентичности, при котором себя частью армянской нации могут считать даже те армяне, которые принадлежат к не христианскому вероисповеданию. Их, по крайней мере, в современной Турции немало. Сразу отметим, что указанная замена отнюдь не значит, что процесс международного признания геноцида спускается на тормоза. Такого не может быть, однако нации нужен новый стимул развития, и им может стать "Айастан".

Аршалуйс Мгдесян