Мужчина и женщина

Армянская депортация со смертельным исходом

В турецком уголовном законодательстве существует особая статья, под номером 301 По ней в Турецкой республике карают тех, кто оскорбляет в устной или печатной форме идентичность турецкой нации и основы турецкой государственности. Упоминание о геноциде армян в Османской империи квалифицируется в Турции как преступление по 301 статье. Но если «оскорбителей» раньше сажали в тюрьму, теперь ограничиваются порицанием. Сам Реджеп Эрдоган проявляет интерес к табуированной теме геноцида армян. При этом, не спешит с его публичным признанием.

Массовое истребление армян младотурецким правительством турецкая историография уклончиво именует вынужденными массовыми депортациями со случаями смертельных исходов. Именовать эти депортации геноцидом не только исторически некорректно, но и преступно. Публичное упоминание о «геноциде армян» в Турецкой республике является оскорблением турецкой нации и карается по статье 301 уголовного кодекса.

До недавнего времени всех турецких граждан, которые осмеливались нарушить эти табу, власти «образовывали» с помошью 301 статьи и тюремного срока. Ученая элита и журналисты обходили армянскую тему стороной, поскольку это могло поставить крест на их дальнейшей карьере. Турецкий ученый Танер Акчам не так давно сказал, что он был первым турецким историком, который в открытую говорил на запретную тему истребления армян. Документы по геноциду армян хранятся в архивах Стамбула и Анкары. При этом, турецким ученым доступ в столичный архив полностью закрыт. Изучать материалы в частично открытом архиве Стамбула чревато долгими допросами в органах госбезопасности и возможным преследованием.Сам Акчам с 1978 года проживает как политический беженец в Германии, куда был вынужден срочно эмигрировать после начавшегося против него уголовного преследования за пресловутое «оскорбление турецкой нации». Похожая судьба у другого известного «оскорбителя», турецкого издателя и правозащитника Рагипа Зараколу. Целью своей жизни Зараколу поставил привить турецкому народу уважение к различным народам и культурам. Выросший среди турецких армян и греков, Рагип Зараколу был одним из первых журналистов, который назвал события 1915 - 1923 годов геноцидом армян. За такую смелость турецкие власти «награждали» Рагипа и его жену Айшенур тюремными сроками, крупными штрафами и конфискациями имущества. Книги, изданные супругами Зараколу, уничтожались целыми тиражами, а их перепечатка приравнивалась к деятельности против государства. Стоит сказать, что преследования по 301 статье стали для супругов Зараколу обычным делом. Во многом, эти преследования послужили в 2002 году причиной смерти Айшенур Зараколу, жены и давней соратницы правозащитника и издателя. Очередной процесс над Рагипом Зараколу состоялся в июне 2008 года. Его признали виновным в издании книги, посвященной геноциду армян.

Читайте также: Тбилиси, геноцида армян не помнящий

Четкая позиция по геноциду армян послужила причиной убийства турецкого журналиста Гранта Динка. Главный редактор турецко - армянской газеты «Агос» был убит 19 января 2007 года в результате спланированного теракта. При жизни Динку неоднократно предъявлялось обвинение по 301 статье турецкого УК. После того, как родственники Гранта Динка подали в Европейский суд по правам человека иск против Турции, Анкара отправила в этот суд защитную речь, где сравнила убитого журналиста с нацистами. Но после начавшегося скандала речь была отозвана, а глава турецкого МИД Давутоглу заявил, что текст речи он лично не согласовывал.

Контуры Турции эпохи Эрдогана становятся все более исламскими. Параллельно с этим, начинает меняться отношение к многим вопросам, которые до недавнего времени были табуированными. В том числе, и вопрос геноцида армян. Турки стараются показать армянам, что они им не враги. В 2012 году Турция передала армянам школу при стамбульской армянской церкви Григория Просветителя, армянское кладбище и имущество фонда «Сурб Хач Дпреванк». Все это имущество было отобрано у армян Османской империи во время событий 1915 - 1923 годов. В турецких СМИ этот факт, как и покупка Реджепом Эрдоганом книги «Турки и армяне» представал как «последовательные шаги по сближению». Однако за каждым таким шагом вперед следует два, или три шага назад. 301 статья до сих пор не отменена.Более того, Турция тратит значительные средства на финансирование международной стратегии отрицания геноцида армян. "Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой Республики, у турецкой нации таких проблем нет", - сказал Реджеп Эрдоган в 2008 году. Казус состоит в том, чтос юридической точки зрения Эрдоган во многом прав.

Читайте также:Геноцид армян:история против политики

«Вопрос геноцида армян - один из сложнейших вопросов истории ХХ века» , сказал в интервью Gtimes Владимир Аватков, эксперт - тюрколог МГИМО. «С юридической точки зрения, произошедшие события нельзя характеризовать как геноцид, в связи с тем, что Конвенция о геноциде была принята намного позже, обратной силы не имеет, оговаривает лишь одно исключение: геноцид евреев. С практической точки зрения - тот факт, что были вырезаны целые армянские деревни, говорит сам за себя. В то же время, действия турок скорее стоит характеризовать как непропорциональный ответ на действия армян, России. Что касается современной Турции - за обсуждение вопроса о наличии геноцида армян в тюрьмы уже не сажают, но жестко порицают. Нельзя не отметить радикализацию турецких "ястребов" непризнания геноцида в связи с твердой позицией Франции относительно вступления Турции в ЕС и последних событий, связанных с принятием закона о геноциде". -сказал эксперт.

В вопросе признания или непризнания геноцида армян Турцией есть еще одно измерение. Сейчас геополитическая фортуна в лице Вашингтона пока что улыбается Анкаре и лично Эрдогану. Но фортуна, как известно, переменчива. Турецкое руководство резонно опасается, как бы Турцию не заставили платить по всем счетам Османской империи. Для турецкого государства такой исход дела означает одно - распад. А Реджеп Эрдоган вполне может занять место Абдуллы Оджалана в тюрьме Имрали.