Итак, грузинская оппозиция намерена раскачаться к концу осени. Лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили вновь зовет сторонников оппозиции на митинги. Определена, наконец, и дата первой осенней массовой акции протеста - 7 ноября. Приурочена она отнюдь не ко дню Октябрьской революции 1917 года. Приверженцев социализма в Грузии практически нет. Скорее всего, оппозиционеры просто решили провести предварительные акции протеста, чтобы через две недели - 23 ноября (шестилетний юбилей «революции роз») вновь сорвать властям праздник.
Самая крупномасштабная акция протеста, именуемая «гражданским парадом», состоялась 26 мая. Приурочена она была ко Дню независимости. Власти даже были вынуждены тогда отказаться от традиционного военного парада. Триумф оппозиции длился недолго. После 26 мая, протестная волна начала спадать. Сейчас оппозиционеры стремятся наверстать упущенное. «7 ноября грузинская радикальная оппозиция снова будет вместе», - заявила накануне на брифинге Саломэ Зурабишвили.
Правда, нужно отметить, что жители Грузии не горят желанием вновь выходить на улицы. Буквально накануне грузинский еженедельник «Квирис палитра» опубликовал итоги опроса о готовности населения митинговать. Согласно его данным, выйти на акции протеста готовы только 13,6 процента респондентов. Как передает корреспондент «Росбалта», свой отказ участвовать в митингах зафиксировали 64,6 процентов опрошенных, а 21,8 процентов затруднились ответить на вопрос.
Но оппозиция не теряет надежды. По словам Зурабишвили, настало время, чтобы оппозиция объединилась и начала борьбу на одном поле. И впрямь в Грузии началась активная работа по объединению оппозиции. l Ведь ни для кого не секрет, что власти одержали победу из-за того, что у оппонентов не было единого харизматичного лидера.
Так что объединение оппозиционных партий в блоки неизбежно, и, наверное, в основном фронт будет перераспределен между лидером «Альянса за Грузию» Ираклием Аласания и главой «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе.
Грузинские журналисты уже давно ломают копья по поводу предположений о том, что Аласания получил четкие указания во время своей поездки в Вашингтон и ведет тайные переговоры с властями. Бурджанадзе же достается самая большая критика со стороны властей. Она отвечает тем же.
Отметим, что во многом успех того или другого грузинского политика зависит от поддержки извне. Новый кандидат в президенты с учетом начавшейся между Москвой и Вашингтоном должен устраивать обе державы, которые пока не пришли к компромиссу относительно Кавказа.
Изначально отмечалось, что таких кандидатов двое - Аласания и Бурджанадзе. Но поскольку оппозиция пока не продемонстрировала миру, что антиправительственный заряд в обществе действительно велик, то заграница пока воздерживается от радикальных перемен.
Тем не менее, Нино Бурджанадзе, которую не очень-то жалуют за ее «революционное» прошлое и работу в правительстве, достаточно стремительно набрала очки.
Если Зурабишвили так и не сделала никакого выбора (лидер «Путь Грузии» накануне рассеяла все домыслы относительно того - кому она отдаст свои симпатии, заявив, что не намерена объединяться ни с одной партией), то Бурджанадзе обзавелась не менее радикальным сторонником - экс-министром иностранных дел Ираклием Окруашвили. Именно он откликнулся на призыв оппозиционной дамы создать единый антиправительственный Демократический фронт.
Этому тандему удивлены и власти, и экспертное сообщество. Так, вице-премьер Грузии Георгий Барамидзе в интервью тбилисской газете «Квирис палитра» сказал: «Я удивлен словами Бурджанадзе о том, что она и Окруашвили потому стали непримиримыми к власти т.к. оба хорошо знают Саакашвили. Но я хорошо помню, когда Нино (в 2006 г.) была возмущена заявлением Окруашвили о том, что 1 января 2007 г. он встретит в Цхинвали. Именно Бурджанадзе тогда первой осудила это заявление Окруашвили».
Политолог Рамаз Сакварелидзе также отмечает, что трудно представить Бурджанадзе и Окруашвили в одном объединении. Впрочем, политика, как известно, есть искусство возможного. Так что блок Окруашвили - Бурджанадзе уже политическая реальность.
Как ни парадоксально, но именно Нино Бурджанадзе поддержал бывший президент страны Эдуард Шеварднадзе. А ведь еще совсем недавно Эдуард Амвросиевич заявлял, что ни у Бурджанадзе, ни у Аласания нет особых шансов на победу, поскольку, мол, один слишком молод, а у второй подпорчена репутация.
То ли Седой лис простил свою непокорную ученицу (Бурджанадзе была одной главных участниц «революции роз»), то ли узрел какие-то только ему ведомые факты, но на днях в интервью тбилисской газете «Асавал-Дасавали» заявил, что «Нино Бурджанадзе стала самым реальным оппонентом Саакашвили. У нее есть больше опыта и знаний, чем у остальных оппозиционеров».
Саакашвили же Эдуард Амвросиевич посоветовал признать вину за развязывание войны в августе прошлого года и уйти в отставку. Сам Саакашвили заявляет, что «большинство населения страны поддерживает его и он не собирается уходить в отставку до истечения срока своих полномочий - до 2013 года». Он считает, что «никакого политического кризиса в Грузии нет», по его словам, «кризис есть в воображении отдельных политиков».