Грузия не может вернуть «временную администрацию ЮО», даже разместив ее на своей территории - в приграничном селе Квеши. Прежде эта структура, возглавляемая Дмитрием Санакоевым, находилась в Южной Осетии (село Курта), что стало причиной вражды между анклавом из четырех грузинских сел и остальными жителями республики.
О намерении администрации перебазироваться сообщили в понедельник 27 октября грузинские СМИ. Однако против этого выступили жители Квеши, по мнению которых размещение в селе администрации Санакоева ухудшит ситуацию в зоне конфликта.
После чего пресс-секретарь Санакоева Иа Баратели заявила, что такого переезда не будет.
Напомним, что это, по сути своей, альтернативное правительство было создано осенью 2006 года и прописалось в грузинском селе Курта, в нескольких километрах от Цхинвала. Возглавил этот орган власти бывший премьер-министр Южной Осетии Дмитрий Санакоев, прослывший среди соплеменников как «предатель». Саакашвили же называл его «героем, который делает все для примирения грузинского и осетинского народов». При этом грузинские власти тщательно избегали наделять Санакоева ролью политического лидера и называли его просто руководителем общественной организации.
Во время августовской войны временная администрация сбежала из Курта. Как известно, оно и другие близлежащие грузинские села теперь находятся под контролем Южной Осетии. Поэтому ни о каком возвращении туда администрации Санакоева не может быть и речи. Таким образом, воспользовавшись относительным временным затишьем, он решил выбрать для своей резиденции Квеши. Однако жители села проявили благоразумие, почувствовав реальную угрозу. Увы, им в этом помог опыт войны.
Стоит отметить, что и многие обитатели Курта были против пребывания Санакоева, но ничего не предприняли, чтобы изменить ситуацию.
А реакция квешинцев вполне закономерна. Ведь они прекрасно знают и помнят, к чему привело присутствие временной администрации в селе Курта - обострению отношений с грузинским анклавом. И как результат недальновидной политики грузинских властей в целом - тысячи грузинских беженцев из Южной Осетии. Кстати сказать, подобный итог предрекал еще в прошлом году политолог Паатп Закареишвили, обращая внимание на то, что создание «альтернативного правительства» взамен принятия действительно эффективных шагов «для примирения грузинского и осетинского народов» как раз и привело к нынешнему тяжелому положению.
«Не следовало опираться на Дмитрия Санакоева, у которого не было ни реальной поддержки населения, ни иных рычагов. Власти не могут осуществлять реальные проекты и ограничиваются пиаром», - сказал тогда Закареишвили.
Осетины ехидно называли альтернативное правительство грузинским проектом под названием «Санакоев». В частности, и.о главы правительства Южной Осетии Борис Чочиев говорил, что целью «проекта» является попытка заручиться большей поддержкой для прогрузинской группы Санакоева, а затем спровоцировать соперничающие администрации на гражданскую войну, чтобы осетины пошли друг против друга. "Все это направлено на то, чтобы сорвать переговорный процесс и признать власти куртинского колхоза выразителем интересов осетинского народа. Саакашвили забывает, что Санакоев не представляет не только интересы осетинского народа, но и грузинского тоже", - сказал Чочиев.
Как бы это проект ни назывался, он наглядно показал, на какую автономию в Грузии осетины могли бы рассчитывать. Администрация Санакоева так и осталась с приставкой «временная», не обретя никакого серьезного статуса. Да и вся ее история теперь, похоже, осталась только в прошлом.
Лиза Валиева