Удивительные дела происходят с начала года в сфере грузинских СМИ. Казалось бы, только в самом начале января открыл интернет-вещание «Первый кавказский» телеканал - ан, уже с 15 января он начинает спутниковое вещание. Любопытно, что открытие канала, который антироссийским считают даже сами грузины, не обошлось без скандала. Поскольку «Первый кавказский» был создан на базе Общественного телевидения Грузии - остальным структурам ОТГ пришлось несколько потесниться. Так, Грузинское общественное радио, входящее в структуру ОТГ, с 1 февраля будет, как официально заявлено, «переведено в режим реорганизации» - а фактически серьезно сокращено. С радио предполагается уволить около 200 журналистов и технических работников.
Как заявил депутат грузинского парламента Гиоргий Цагарешвили, «совершенно очевидно, что так называемая реорганизация и увольнение 200 сотрудников связаны с началом вещания на базе Общественного телевидения Грузии нового русскоязычного телеканала - «Первый кавказский». Напомним, что, когда телеканал был только в проекте, грузинским руководством были анонсированы серьезные финансовые вливания в этот пропагандистский стартап. На практике же оказалось, что вещание на Россию, Абхазию и Южную Осетию будет осуществляться за счет ущемления прав уже существующих СМИ. По информации депутата Цагарешвили, «в случае увольнения сотрудники грузинского общественного радио намерены отстаивать свои права различными акциями протеста».
В то же время немногочисленные сотрудники «Первого кавказского» преисполнены оптимизма. Так, недавно получивший грузинское гражданство экстремальный журналист Олег Панфилов считает достижением тот факт, что сайт телеканала за первую неделю существования посетило «около ста тысяч человек». Оставим лукавую цифирь на совести Панфилова, который в дни грузино-осетинского конфликта отличился особо яростными антироссийскими выступлениями и был неоднократно уличен во лжи и подтасовке фактов. Вполне очевидно, что статистика первой недели интернет-вещания - да и вообще статистика первой недели существования любого интернет-проекта, тем паче предварительно «раскрученного» - не является показательной. Тем более, что речь идет о последней неделе новогодних каникул, когда пресыщенные интернет-пользователи рыщут по сети в поисках различной экстремальной экзотики, к которой, безусловно, относится и «Первый кавказский».
Совершенно неясно, кстати, зачем этому проекту понадобилось спутниковое вещание - ведь он ориентирован в первую очередь на российскую аудиторию, а специально настраивать спутниковые тарелки, чтобы полюбоваться на Аллу Дудаеву, будет вряд ли особо много народа. Ну и, разумеется, вероятность включения «Первого кавказского» в пакеты кабельного телевидения еще менее вероятна. Тем не менее, прогрузински настроенные журналисты с оптимизмом смотрят в будущее. В частности, Павел Шеремет в своем блоге написал: «То, что реакция Москвы будет резкой на грани истерики, не стоит сомневаться». С другой стороны, эксперт по делам СНГ, бывший сотрудник администрации Президента России Модест Колеров, заявил в интервью телекомпании BBC, что «России беспокоиться не о чем». При этом Колеров считает, что основная задача, поставленная перед командой нового телеканала - «разрушение информационной и оборонительной, в широком смысле слова, российской инфраструктуры на Северном Кавказе». Именно поэтому вызывает серьезное сомнение обещание Панфилова рассказывать о событиях в Грузии и на Кавказе «объективно».
Отметим, что грузинская оппозиция настроена по отношению к «Первому кавказскому» не менее скептически. Даже Георгий Хаиндрава, не отличающийся любовью к России, полагает вещание нового телеканала не только бесполезным, но и вредным проектом. Оппозиционер считает телеканал изначально пропагандистским и антироссийским. По его мнению, вещание «Первого кавказского» может стать серьезным аргументом для «тех сил в России, кто ищет лишь повод для возобновления агрессии». Еще одним спорным моментом является, собственно, название телеканала. С одной стороны, оно совершенно явно указывает на вызов российскому Первому каналу, который, по мнению того же Панфилова, является «пропагандистским рупором Кремля». С другой - является вполне явственной претензией на высказывание мнения от имени всего Кавказа. Помнится, подобным «отличился» в свое время интернет-ресурс чеченских сепаратистов «Кавказ.орг». Очевидно, впрочем, что «Первый кавказский» решил прийти в эфир надолго. По крайней мере, до тех пор, пока хватит денег, оставшихся после увольнения журналистов Общественного телевидения Грузии.