Мировой финансовый кризис по Грузии не ударит. В этом в течение двух месяцев убеждало своих сограждан правительство. Между тем за последние дни курс национальной валюты упал почти на 20 пунктов (10процентов).
Первый скачок американской валюты произошел после завершения операций коммерческих банков. Тем самым, их вкладчики и корпоративные клиенты не смогли конвертировать лари в доллары вплоть до понедельника. А затем грузинская денежная единица похудела еще на несколько пунктов, достигнув отметки 2007 года. Ранее незнакомое для грузинской экономики понятие валатильность (хронические «зигзаги» валюты) вызвало панику в столице. За долларами выстраивались очереди, как в советские времена за колбасой. В результате вся зеленая наличность быстро разошлась, и обменные пункты просто закрылись.
Масла в огонь подлили и эксперты по экономическим вопросам - они предрекают скорое возвращение лари на позиции 2003 г. Это больно ударит по бюджетникам, а также персоналу частных компаний. Кроме того, становится угрожающе реальным рост цен на товары и услуги. Ведь продукция, реализуемая на местном рынке, - в основном импортная. А в производстве отечественной - доля импорта (сырье, комплектующие и т.д.) также велика.
Впрочем, все эти эксперты-экономисты традиционно находятся в оппозиции к власти. Правительство же утверждало и утверждает, что финансовый кризис обойдет Грузию стороной. Буквально на днях Саакашвили заверял, что экономика страны в ближайшее время продемонстрирует значительно большие темпы развития, нежели до конфликта с Россией.
Михаил Николаевич подчеркнул, что его правительство в борьбе с влиянием финансового кризиса будет действовать увереннее, чем российское. Международные процессы не вызовут серьезного ущерба.
Другие экономисты, которые поддерживают курс правящей партии и правительства, уверяли, что «катастрофического падения обменного курса не будет, так как существенное вливание в экономику пойдет за счет международной финансовой помощи». Разве что грузинским бизнесменам стало сложнее брать кредиты - но это единственные воздействие финансового кризиса.
Впрочем, утверждения что он до Грузии не докатится, звучали вполне аргументировано. Скажем, металлургических предприятий, которые в других странах «прогнулись», здесь просто нет. Цены на продукты в последнее время не изменяются. Они, правда, подскочили в августе: люди делали запасы на случай затяжной войны.
Друзья Грузии вслед за правительством также дышали оптимизмом. Так, бывший советник Саакашвили по экономическим вопросам Лаар, экс-премьер Эстонии, в интервью "Время новостей" заявил: «Чудом стало то, что от войны грузинская экономика вообще не рухнула, еще два-три года назад такая война разрушила бы здесь все, экономически уничтожив страну». Он убежден, что Грузия все же смогла сохранить хороший инвестиционный климат, так как риски остались в прошлом.
К тому же, внушительная международные инъекции (страны-доноры выделили 4.5 млн. долл.), вполне, вроде бы, способны поддержать не такую уж и крупную экономику страны.
В столь радужном свете предостережения о грядущих катаклизмах остались просто незамеченными. Так, экс-премьер Зураб Ногаидели неоднократно заявлял, что из-за войны в Грузии настанут тяжелые экономические последствия. По его словам, в условиях остановленной экономики десятки тысяч людей остались без работы. "Скажу прямо, занятые в секторе строительства 70.000 людей теряют работу, но об этом никто не говорит и ни у кого нет даже желания принимать решение", - подчеркивает Зураб Ногаидели. По его прогнозам, кризис распространится и на другие сферы, в том числе на банковскую, поэтому "говорить, что все хорошо, - губительно".
О проблемах в экономике заговорили только после первого обвала курса лари. Так, сегодня и. о. председателя Нацбанка Давид Амаглобели на специальном брифинге призвал население не поддаваться панике.
«Курс лари по отношению к доллару, - сказал он, - достиг уравновешенной точки, и в дальнейшем значительных колебаний курса национальной валюты не предвидится».
По его словам, Национальный банк Грузии продолжит осуществлять интервенции на валютной бирже, благодаря чему и будет сохранена стабильность курса. Для этого имеются необходимые резервы.
Независимые экономисты упорно предостерегают, что проблемы только начинаются. По их прогнозам, в декабре 2008 года ряд серьезнейших факторов не позволят властям удержать курс лари (путем валютных интервенций) от резкого падения. Речь идет об отрицательном сальдо внешнеторгового баланса, традиционном повышении спроса на товары и иностранную валюту (для осуществления операций по импорту продукции) в предновогодний период, а также о значительном сокращении валютных резервов Нацбанка. Уже в декабре курс может составить 2 - 2,20 лари за доллар.
Они подчеркивают, что глобальный кризис уже напрямую отразился на размерах ранее поступавших в страну иностранных инвестиций. В результате объемы "инвалютных инъекций" местного финансового рынка многократно снизились. Именно поэтому за последние несколько лет валютные резервы Нацбанка возросли более чем в пять раз, достигнув своего исторического максимума в 1,5 млрд. долл.
Начиная же с августа 2008 года, грузинские власти вынуждены активно использовать валютные резервы для поддержания курса национальной денежной единицы и ликвидности коммерческих банков. По имеющимся данным, за весь этот период уже было израсходовано свыше миллиарда, то есть большая часть валютных резервов.
Какие меры будут предприняты для того, чтобы спасти страну от очередного экономического коллапса, покажет время. Очередной экономический кризис грузины вряд ли простят властям. Дважды предвыборными обещаниями Саакашвили были лозунги о восстановлении Грузии и ее экономическом процветании. Территории потеряли, так что спасти экономику страны - единственный шанс для правящей партии остаться у власти.
Ирина Пташковская