В ладу с собой

Стратегии Тбилиси не хватает покаяния

Грузия собирается на месте пепелища построить новый мир. Примерно так воспринимают в Южной Осетии новую стратегию Тбилиси по отношению к Цхинвалу и Сухуму.

Накануне подробнее о планах грузинского руководства во время видео-моста с Москвой рассказал министр по реинтеграции Темур Якобашвили. Тот самый, который полтора года назад, когда в Цхинвале еще не погасли подожженные бомбами дома, предупредил абхазов: " Ситуация в Южной Осетии должна служить им примером, так как там очень большие потери, и это представляет опасность уничтожения малых народов".

На тот момент он признавал, что немногочисленному осетинскому этносу вооруженная и натренированная американцами и израильтянами грузинская армия угрожает ликвидацией.

Сейчас Якобашвили, ясно выражая позицию грузинского правительства, не краснея, заявил: «По всем показаниям, и, по словам российских официальных лиц, погибло 148 людей, проживающих в Южной Осетии. Это называется геноцид? 148 человек называется геноцид? А сколько чеченцев погибло за две войны? Слово геноцид надо употреблять очень бережно. Потому что это очень весомое слово. Говорить о каких-то геноцидах не приходится».

На сайте "ОСинформ" эти слова истолковали однозначно: видимо, Якобашвили считает, что грузины в августе 2008-го года убили слишком мало осетин, чтобы считать эту бойню геноцидом.

Стоит отметить, что в цифрах Якобашвили немного заплутал. СКП приводил данные о 162 погибших мирных жителях, факт гибели которых во время войны 2008 года подтвержден документально.

Но если для грузин ничего не значат 148 осетинских судеб, то и еще четырнадцать оборванных жизней не изменят циничный взгляд на войну в Цхинвале. Все это говорит о том, что в Тбилиси и сейчас считают свои действия правомерными.

В те мрачные августовские дни российские СМИ приводили много свидетельств зверств грузинских солдат, которые подтверждали версию о намеренных убийствах мирных граждан.

11 августа сообщалось, что Грузия открыла оросительный канал, который затопил западную часть Цхинвала. Как считала представитель правительства Южной Осетии Ирина Гаглоева, так грузины «выкуривали» из подвалов спрятавшихся от бомбежки жителей.

12 августа «Газета.ру» привела слова дежурной горбольницы Цхинвали Валентины Захаровой: «В воскресенье привезли миротворцев. Шестнадцать тяжелораненых, четверо погибших. У всех разворочены мошонки, одному в упор выстрелили в глаз».

13 августа газета «Московский комсомолец» сообщила со ссылкой на свидетельства очевидцев, что грузинские военные в упор расстреливали женщин и детей, поджигали гаражи, расстреливали на кладбище надгробья, уничтожили часовню и мемориальное кладбище защитников Цхинвала 1992 года.

Для Грузии, в которой за пять дней погибли 80 мирных граждан из 4 миллионов, события в Южной Осетии не были так трагичны, как для маленькой республики, где живет по официальным (явно завышенным) данным 70 тысяч человек. Якобашвили прекрасно понимал это в августе 2008, но отказывается признать сейчас.

В Южной Осетии, говоря о геноциде, непременно напоминают и о событиях начала прошлого века, и о грузинизации осетинских школ в 50-е годы, и экономическое выдавливание осетин с грузинской территории после развала СССР, и о кровавых событиях 90-х годов с походами грузинских националистов на Цхинвал и нападениями на колонны беженцев.

Подобные воспоминания о совместном «благоденствии» с Грузией остались и у абхазов.

Новая стратегия Тбилиси по налаживанию отношений с Абхазией и Южной Осетией вроде бы должна загладить следы о насилии над соседними народами.

«Мы собираемся население этих регионов, несмотря на их этническую принадлежность и политические взгляды, сделать частью успехов Грузии - экономического, политического и других процессов», - заявил Якобашвили.

Он отметил, что в стратегии оговариваются только гуманитарные вопросы. «Мы намереваемся вести активную политику, чтобы проживающее там население имело возможность на получение нормального образования, подключилось к экономическим проектам, подключилось к культурным проектам, и подключилось ко всем тем мероприятиям, которые проводятся в отношении остальной Грузии», - цитирует министра Civil.ge.

Грузия обещает урегулировать территориальные конфликты исключительно мирным путем.

Впрочем, на манящие посулы грузинское руководство никогда не скупилось. Даже вечером 7 августа 2008 года оно гарантировало неприменение огня.

Экспертам в Европе будет представлен вариант стратегии на английском. Отличается он отсутствием приложения, в котором на грузинском языке все-таки используется неприемлемая для абхазов и осетин терминология. «Контролирующие власти Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии», как поясняет «словарик» приложения - это «марионеточные режимы, созданные и поддерживаемые оккупантской силой на оккупированных территориях Грузии».

Якобашвили призвал Россию (которую в Грузии продолжают обзывать «оккупантом») помочь в осуществлении грузинских планов. При этом мнением Сухума и Цхинвала относительно новой стратегии в Тбилиси по-прежнему не интересуются. Да и будут ли, если до сих пор ни в чем не покаялись?