В ладу с собой

Революция роз: итоги первой пятилетки

Итоги и уроки революции роз, оценка пройденного страной пути были основной темой обсуждения участников состоявшегося во вторник вечером ток-шоу «Барьер», которое выходит в эфире телекомпании «Кавкасия».

В числе участников дискуссии на этот раз представителей нынешнего правительства Грузии не было, что вызвало серьезный упрек со стороны ведущего передачи журналиста Александра Элисашвили.

По его словам, в течение нескольких дней он неоднократно звонил целому ряду представителей правительства и парламента и просил прийти на передачу, но все они в один голос заявляли, что им некогда и их не будет в городе.

«Они публичные чиновники, они получают зарплаты за счет тех налогов, которые государство взимает с нас, рядовых граждан, и они просто обязаны являться на передачу», - отметил ведущий.

На передачу пришли бывшие соратники правительства Саакашвили, нынешние оппозиционеры - член республиканской партии Тинатин Хидашели, писатель Рати Амаглобели и политолог Георгий Маргвелашвили. В дискуссии участвовали также журналисты Георгий Удзилаури, Ия Антадзе, Люба Элиашвили и адвокат Гела Николаишвили.

Все выступавшие были едины в оценке нынешней ситуации: правительство Саакашвили поставленных задач не выполнило, оно себя полностью исчерпало, закрылось в себе, и единственным правильным решением был бы уход этого правительства.

После состоявшегося незадолго до этого заседания парламентской комиссии по изучению августовских событий участники ток-шоу не могли не затронуть тему показаний Эроси Кицмаришвили, но вместе с критикой в адрес председателя и членов комиссии они подвергли критике и самого бывшего посла. Тина Хидашели заявила, что Эроси Кицмаришвили рассказывал о событиях на уровне сплетен и не подтверждал свои слова документами, что для него как для посла непростительно. Поступок Гиви Таргамадзе, запустившего в Эроси Кицмаришвили ручкой, Хидашели расценила как поступок наглого депутата и выразила удивление в связи с тем, что ни у кого из членов комиссии этот поступок даже тени возмущения не вызвал, зато все дружно стали осуждать посмевшего критиковать власти Кицмаришвили.

Серьезных обвинений в адрес Саакашвили и его правительства в показаниях Кицмаришвили не услышала и Люба Элиашвили, которая упрекнула бывшего посла Грузии в РФ за то, что он не подтвердил свои обвинения документально, а предметом обсуждения сделал личные беседы с представителями правительства.

«Я бы выслушала от бывшего посла, так же, как и от бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, не обвинения в адрес бывших соратников, а покаяние, ведь до отставки они тоже участвовали во всех тех беззакониях, в которых обвиняют правительство», - заявила Элиашвили.

Адвокат Гела Николаишвили, в свою очередь, подчеркнул, что Грузией правит преступная власть, и в комиссии сидят те, кто в действительности должен быть в роли допрашиваемых.

«У нас преступное правительство, и то, что мы видим на заседаниях так называемой комиссии, - это фарс. Спрашивать надо с тех, кто сейчас задает вопросы, - с Гиви Таргамадзе, Георгия Габашвили и других», - отметил адвокат.

Георгий Маргвелашвили подчеркнул, что в парламенте Грузии оппозиции практически не существует, а те депутаты, которые должны оппонировать власти, своей роли не играют.

«Сегодня ни один институт в государстве не работает. Мы получили фактически однопартийный парламент, исполнительная власть уже никаких инициатив не проявляет, на фоне аморфной государственной структуры растет число бывших членов команды Саакашвили, которые больше не хотят брать на себя ответственность за происходяшее и отходят от этой команды. Но больше всего меня удивляет оппозиция, которая никакой оппонирующей роли не играет», - отметил Маргвелашвили.

В оценке революции роз участники дискуссии разошлись во мнениях. Так, Рати Амаглобели, Ия Антадзе, Тина Хидашели и Георгий Маргвелашвили заявили, что революция роз в свое время была исторически необходимой: народ устал от изжившего себя правления Шеварднадзе, сам Шеварднадзе должен был уйти, а никакой иной альтернативы ему, кроме команды Саакашвили-Бурджанадзе-Жвания в стране в тот момент просто не было. А что касается итогов, теперь стало ясно, что революция ожиданий не оправдала и желаемых результатов не принесла.

«Тогда народ, уставший от политики Шеварднадзе, требовал перемен, поэтому и произошла революция, и сделал ее грузинский народ», - считает Рати Амаглобели.

«Я ожидала, что после революции начнется период возрождения, что народ будет активно участвовать в строительстве государства и управлении страной. Ничего этого не произошло. Из двух продекларированных главных приоритетов строительство демократического государства отошло на второй план, а на первый выдвинулось восстановление территориальной целостности. И хотя декларировалось мирное восстановление, на самом деле был избран совсем иной путь, что и привело к таким плачевным результатам», - отметила Ия Антадзе.

Иного мнения придерживаются Георгий Удзилаури, Люба Элиашвили и Гела Николаишвили, которые заявили, что революцию сделали ее организаторы на деньги, полученные от «спонсоров», в том числе от Сороса.

«Я еще тогда, в ноябре 2003 года, расценил революцию роз как государственный переворот. Иного развития событий, исходя из импульсивной и аффектной личности Саакашвили, я и не ожидал», - отметил Удзилаури.

«Все мои ожидания за эти пять лет оправдались», - поддержал его Гела Николаишвили.

По его словам, еще в ноябре 2003 года он предупреждал своих коллег и всех, кто тогда пытался запрыгнуть в поезд Саакашвили, что делать этого не стоит, потому что поезд ехал в пропасть.

«Я знал, какая команда приходит к власти, на что она способна. Она пришла к власти незаконным, антиконституционным путем. Если бы не 23 ноября 2003 года, мы не потеряли бы территории, не были бы уничтожены в Грузии система правосудия, государственные институты, не нарушались бы права человека, полицейские не убивали бы на улицах невинных людей. Если бы не 23 ноября, в Грузии были бы сбалансированный парламент и правительство», - подчеркнул Гела Николаишвили.

Его поддержала Люба Элиашвили и напомнила, что до выборов 2003 года в Грузии функционировал шестипартийный парламент, в котором правящая сила была представлена 26 процентами, а сейчас Грузия получила парламент, в котором все места занимают только правящая партия и ее сателлиты.

Несмотря на столь различные оценки последствий революции, участники дискуссии сошлись в одном - новая революция ничего хорошего Грузии не принесет. Но рецептов «излечения» страны от всех проблем, о которых говорилось в тот вечер, не назвал никто.