Этот вымышленный диалог очень скоро, до конца 2008 года, обещает стать вполне реальным. Именно такой срок указала одна известная российская компания, проанонсировав в Интернете свой интригующий проект. А именно: завершается работа "над компьютерной игрой о новой войне РФ и Абхазии с Южной Осетией против Грузии, Украины и Польши".
Название у игры тоже нешуточное: «Противостояние: принуждение к миру».
Сценарий вкратце описывается так.
«На дворе 2009 год. Прошло всего несколько месяцев после августовской пятидневной войны России и Грузии, после которой Саакашвили получил поддержку от своих западных друзей и решился на очередную попытку по захвату Абхазии и Осетии. Не остался в стороне и блок НАТО, выдвинув Польшу в качестве своего представителя, а также Украина, предпринявшая блокаду Черноморского флота в Севастополе. Россия не смогла оставаться в стороне и нанесла ответный удар».
И чтобы юные умы сполна осознали, а юные сердца глубоко прочувствовали всю достоверную мощь «ответного удара» и сладость итоговой победы над тоже не слабым врагом, противоборствующие армии имеют на вооружении суперсовременную технику. Боевые корабли оснащены ракетами «Малахит», «Гарпун» и крылатыми ракетами «Томагавк». В небе сшибаются беспилотные летательные аппараты. О потрясающих детское воображение наземных орудиях убийства и говорить излишне...
«Довольно высокий уровень реализма», скромненько отмечают одно из достоинств проекта его авторы. И действительно. С безупречной степенью правдоподобия будет представлен театр военных действий: живописная кавказская природа, узнаваемая (для сведущих) местность, эффекты ударной волны от взрывов, искореженная техника, поврежденные системы ПРО и др. Словом, сделано многое для того, чтобы околдовать ребенка, вскружить ему голову иллюзией реального «пиф-паф» и «ой-ёй-ёй».
Правда, умирает при этом вовсе не «зайчик мой». И не абстрактный сказочный персонаж. И даже не фашист, захватчик проклятый, схлопотавший на свою голову общенародную ненависть. Умирает другой. Представитель народа, который со времен «доисторического царизма» считался братским. Который доблестно, плечом к плечу с другими бойцами многонационального СССР, сражался с теми самым фашистами.
И, кстати говоря, после Великой Отечественной массовое сознание далеко не сразу восприняло простую истину: одураченный народ Германии тоже пострадал. И он породил не только Гитлера. Были Гете, Гейне, Шопенгауэр, Гофман и многие другие, составляющие гордость мировой культуры...
Нынешний грузинский президент не единственная личность, которую его народ преподнес человечеству. Но уверены ли авторы «новой войны против Грузии» в том, что для вербуемых ими юных бойцов слово «грузин» не останется навсегда синонимом слова «враг»? Что они способны будут с восторгом открывать для себя имена, к примеру, царя Давида Строителя, поэта Шота Руставели, художника Нико Пиросмани, а из наших современников - режиссера Георгия Данелия, актрису Софико Чиаурели, певцов Зураба Соткилава, Нани Брегвадзе, Тамару Гвердцители, чемпионку мира по шахматам Нону Гаприндашвили, футболиста Давида Кипиани...
Но... Убивать и громить - вот в чем предлагается преуспеть! Уничтожать врагов, которые в действительности являются гражданами реально существующего государства с конкретно обозначенной в той же азартной игре географией-топографией. Не говоря уж о прямом упоминании об августовских событиях, о которых полезно и даже необходимо помнить политикам. Но никак не детям. Не больно много эти события прибавили чести и славы обеим сторонам.
Не сомневаюсь, что дети и в такую войну, как водится, поиграют с упоением. Не ведая, что, «убивая грузина», они убивают себя. Ибо превращаются в того самого героя нашего времени, которому был вынесен справедливый диагноз: «Инвалид души».
Да, игра виртуальная, и чисто физически, телесно ребенок не пострадает. А с остальным-то как? С представлениями о добре и зле? С отношением к людям, не похожим на твоих соплеменников? И чему юный гражданин будет отдавать приоритет, самоутверждаясь: кулаку или интеллекту?
Заслуживает внимания и название игры. Каждому ясно: позаимствована жесткая формулировка российского президента. Позаимствована, наверняка, из сугубо коммерческих соображений, причем с прозрачным намеком на якобы существующую политико-идеологическую подоплеку. Если кто-то подумает, что это чуть ли не госзаказ, - тем лучше.
Однако, произнося слова «принуждение к миру», президент объяснял роль своих военных в августовском конфликте. Подчеркивая, что развернутые боевые действия были навязаны актом вооруженной агрессии со стороны грузинского руководства и потому не имели альтернативы.
К сожалению, возникают иногда исключительные ситуации, когда ничего другого не остается, как «принуждать к миру». И гордиться тут нечем. А только сожалеть. И впредь стараться своевременно предотвращать подобную развязку.
Народы России, Грузии, Южной Осетии, понятное дело, не хотят кровавых повторений. Не хотят приносить себя в жертву неумелым или неадекватно думающим, лишенным морали политикам. Как это случилось в Цхинвале и рядом с ним. А хотят, очень хотят, чтобы властители-ратоборцы извлекли для себя главный урок: никогда не доводить конфликтную ситуацию до убийственного - в прямом смысле слова - сумасшествия. Пускать в ход только мирные средства: словесные аргументы, влиятельных союзников, компромиссы... Изгнать из политического арсенала саму мысль о применении оружия.
А свою игру разработчикам честнее было бы назвать по-другому: «Принуждение к противостоянию».
Владимир Грудский