В ладу с собой

Палатка мира в пограничном Эргнети

9472.jpegСело Эргнети. Большое деревенское поле. На одном его краю два флага - Южной Осетии и России. На другом краю поля другие два флага - Грузии и Евросоюза. На сырой после дождя траве стоит огромная брезентовая палатка, какие обычно ставят в этих местах для свадеб и похорон. В этой палатке грузинские и осетинские чиновники не пьют и не соболезнуют, а решают вопросы взаимоотношений своих стран. Эргнети с его «не женевским» антуражем - единственное место, где осетины и грузины говорят о двусторонних проблемах.


Грузинской деревне Эргнети не повезло: она находится прямо на границе с Южной Осетией. Будь она хоть на пару километров южнее или севернее, здесь не было бы такого количества разрушенных домов и разбитых танками дорог.

Более того, Эргнети не повезло дважды. Когда-то здесь был громадный базар, за счет которого кормилась вся Южная Осетия и половина Грузии. Потом Михаил Саакашвили закрыл его, назвав рынок «контрабандой». В результате экономические связи осетин и грузин разрушились. А, как известно, торговля укрепляет дружбу народов намного лучше, чем соглашение о ненападении. Пока работал рынок, деревня была самым богатым населенным пунктом Грузии.

Зато сегодня Эргнети - политический центр. После проведения здесь встречи по безопасности между представителями Южной Осетии и Грузии, местные целый день видят свои дома по телевизору.

На границе между Южной Осетией и Грузией много колючей проволоки, а вот мест для совещаний не предусмотрено. Поэтому Евросоюз, организовавший переговоры, поставил свою палатку прямо между российским и грузинским постами. У «переговорной» два входа: осетины и представители российских военных заходят в нее с севера, грузины и представители международных организаций - с юга.

Встречи конфликтующих сторон на границе - идея не новая. Такие собрания регулярно проходят в Чубурхинджи - на границе Грузии и Абхазии. Но в Эргнети последняя встреча была год назад, 22 октября, и закончилась она демаршем осетин. Они отказались от участия в переговорах до тех пор, пока грузинская сторона не раскроет информацию о местонахождении десятков пропавших без вести граждан республики.

Летом этого года попытка международных посредников возобновить диалог тоже натолкнулась на непреодолимые противоречия между оппонентами. Грузинская сторона оказалась не готова к разговору о пропавших без вести и осужденных на ее территории осетин. Таким образом, встреча закончилась, даже не начавшись.

Поэтому глава миссии наблюдателей Евросоюза в Грузии Ханс-Йорг по окончании нынешних переговоров вышел к журналистам с улыбкой на лице. Он сумел заставить конфликтующие стороны поговорить друг с другом. Напомним, что Южная Осетия заявила о возвращении за стол переговоров в Эргнети еще 14 октября, во время очередного раунда женевских переговоров.

Цхинвал по-прежнему ставит на первое место вопрос об освобождении своих сограждан из грузинских тюрем. Но в этот раз Шота Утиашвили, начальник информационно-аналитического отдела МВД Грузии, заявил, что его страна готова к конструктивным переговорам по этому вопросу. Поиски без вести пропавших активизируются, а их результаты будут известны в Южной Осетии.

Есть две категории пропавших в Грузии осетин. Это официально осужденные за незаконный переход границы, и исчезнувшие во время августовской войны 2008 года.

Официальный Тбилиси готов обсуждать условия освобождения узников из грузинских тюрем, но информацию о местонахождении пропавших без вести не оглашает.

В августе 2008 года в тюрьмах Грузии находилось двадцать четыре осетинских гражданина. Сейчас их число значительно увеличилось. В основном они отбывают сроки за незаконный переход границы. В Южной Осетии наказание за то же преступление отбывают десять грузинских граждан.

Цхинвал предлагает обменять «всех на всех». В Тбилиси не согласны с такой постановкой вопроса, но Мераб Чигоев, глава югоосетинской делегации на переговорах, уверен, что оппонентов удастся убедить. «Мы этот вопрос будем обсуждать, в том числе и при посредничестве комиссара по правам человека Евросоюза, и при посредничестве Женевских дискуссий» - заявил Чигоев осетинским журналистам.

Последней жертвой грузинских правоохранительных органов стал Казбек Дзукоев, житель Северной Осетии, работавший в Цхинвале по контракту. Его груженный стройматериалами Камаз застрял прямо на пограничной линии. В Грузии его приговорили к трем годам тюремного заключения за незаконный переход границы. Его фамилия - первая в осетинском списке узников грузинских тюрем. Пока на повестке дня всего два «простых» вопроса: снабжение местного населения водой и газом. Испокон веков жители окрестных сел боролись за воду для орошения полей. С тех пор, как между ними пролегает государственная граница, водоснабжение для полива огородов стало темой межгосударственного диалога. Важно решить эту проблему до лета, ведь в жаркое время года вода может стать причиной для политического шантажа. Так было в Цхинвале в 2007 году, когда грузины отрезали городу канал доставки питьевой воды.

После войны 2008 года Грузия отключила газоснабжение Лениногорского района Южной Осетии. Тянуть в отдаленный район ветку газопровода Владикавказ-Дзуарикау дорого и непрактично - проще договориться с грузинской стороной о возобновлении подачи газа. Но Тбилиси к этому пока не готов.

В Эргнети не будут решать глобальных вопросов современности или наводить мосты между Россией и Грузией. Для этого есть более презентабельные площадки, например, Женева. Пограничной деревне же в диалоге конфликтующих сторон отведена роль локального переговорного пункта. Таким видят имидж своей эргнетской палатки Евросоюз и ОБСЕ, которым удалось собрать в одном месте грузин и осетин для двустороннего диалога.