Глава грузинской православной церкви католикос-патриарх Илия II впервые после августовской войны посетил Москву, чтобы проститься с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Вчера Илия встречался с соотечественниками в офисе Союза грузин в России.
Общая скорбь объединила русских и грузин. Визит высокого гостя из Тбилиси грузинская диаспора считает первой ласточкой возрождающихся добрых отношений между двумя народами.
И действительно, на нескольких десятках квадратных метров «грузинской земли» в России царила такая атмосфера, в которой совершенно неуместно было не только говорить, но даже думать о враждебном противостоянии, границах и, вообще, о каком-либо недопонимании друг друга. Пока ожидали патриарха, в зале грузинская речь звучала наряду с русской, а говорили о многом, и политические темы отнюдь не были основными.
Далее патриарх высказал убеждение, что, несмотря на последние события, братские чувства, которые сложились на протяжении веков между народами России и Грузии, сохранились. «Я в этом убедился во время визита в Москву», - подчеркнул Илия, добавив, что в Грузии русские чувствуют себя так же комфортно, как и грузины в России.
Некоторые, признался он, почему-то сомневались, «приеду я или нет, но это были напрасные сомнения. Я приехал и выразил сочувствие руководителям Православной церкви и всему народу России».
Разумеется, Патриарх не мог обойти молчанием самый болезненный в отношениях между странами вопрос территориальной целостности Грузии. "Эта политическая напряженность, - сказал он с болью, - неестественна для нас. Неестественно и то, что Абхазия пожелала быть вне Грузии. Я думаю, что необходимо восстановление территориальной целостности Грузии, открытие границ, открытие торговли, возвращение беженцев в свои дома".
Илию II грузинский народ давно уже воспринимает как надежду и опору в трудные времена. При политических кризисах роль католикоса в стране весьма заметна. Он призывал к «торжеству разума», когда грянула «революция роз». Мирил власти с оппозицией после ноябрьских событий прошлого года. Неустанно убеждал противоборствующие стороны в том, чтобы они прекратили военные действия, в августе.
Во время нынешнего визита в Москву, накануне общения с соотечественниками, Илия II встречался с глазу на глаз с президентом России Дмитрием Медведевым. Подробности их разговора не оглашены, но известно, что он был содержательным и важным, хотя и безо всякого «политического подтекста».
Судя по тем признаниям, которые звучали в офисе Союза грузин, и русские в Грузии, и грузины в России надеются, что конфликтные вопросы разрешатся в ближайшее время. Об этом, в частности, говорил представитель русской диаспоры в Грузии, президент международного культурно-просветительского союза «Русский клуб» Николай Свентицкий. «Грузинские русские верят, что очень сложные времена скоро пройдут. Даже сейчас продолжаются совместные проекты, очень много планов на будущее», - подчеркнул он. Свентицкий также заверил скептиков, что Грузия по-прежнему остается толерантной и гостеприимной, война и политические разногласия не затронули добрые национальные традиции.
Русские в Грузии, которые там живут давно, считают эту страну своей Родиной. А для многих грузин родиной стала Россия. И те, и другие готовы проложить, как пел Владимир Высоцкий, «хоть туннель по дну реки», дабы вновь подружить две свои родины.
Президент Союза грузин в России Михаил Хубутия заверил: "Даем слово, что будем делать все во благо Грузии, чтобы в Грузии был мир. Мы - россияне, это наша страна, наша родина, но мы - дети Грузии".
В течение всего вечера, посвященного визиту патриарха, грузины из РФ и русские из Грузии выражали надежду на возрождение любви, дружбы и понимания.
В заключение встречи выступил ансамбль грузинских танцев «Кавкасиони». А перед концертом корреспондент GeorgiaTimes, увидев юного танцора в черкеске, поговорила с ним. Георгий Акиртава рассказал: «Я родился в Абхазии, когда началась война 1993 года. С тех пор живу в Москве. С родителями. А в Тбилиси живет моя бабушка. И друзья у меня - и в Москве, и в Тбилиси. Я очень хочу, чтобы они когда-нибудь встретились за большим грузинским столом и просто узнали и полюбили друг друга».