В советское время было не очень важно, где конкретно проходит граница той или иной республики. И Грузии в этом смысле еще повезло: большая часть ее границ проходила по Главному Кавказскому хребту, который с самых древних времен был естественной границей многих государств.
И таким образом, сама природа создала идеальную линию грузинских границ. Но сегодня, как ни странно, даже на северных рубежах Грузия рискует потерять много квадратных километров своих земель.
Эксперт на все случаи жизни Мамука Арешидзе требует принять так называемый "горный закон", или закон о приграничных территориях, в котором будет отражена необходимость провести четкие линии границ страны не только в горах, но и на южных рубежах, где страна теряет земли целыми деревнями. Соответствующий законопроект обсуждает парламент, а ситуация тем временем становится все хуже.
В отрогах кавказского хребта действительно полно опасных "дырок". В эти дни в Тбилиси бьют тревогу о судьбе деревушки Муцо, затерянной в горах Хевсурети - региона, граничащего с Чечней и Ингушетией. Население этого давно забытого всеми места состоит из двух пастухов. Их в свое время обвиняли в том, что они недостаточно хорошо охраняют границу, через которую спокойно передвигались вооруженные группировки.
Теперь выясняется, что есть угроза заселения этой территории дагестанцами, которые вроде бы даже обзаводятся здесь хозяйством.
Хевсурети - слишком неудобное место для жизни. Снег здесь лежит с октября по май, так что жить можно только скотоводством. Обретшая независимость Грузия оказалась неспособна поддержать уровень жизни для местного населения хотя бы на минимальном уровне, и люди ушли от границы вниз.
Другая проблема северной границы Грузии - Мамисонский перевал. В начале лета 2009 года разразился большой скандал, когда выяснилось, что пограничники отступили чуть ли не двадцать километров от линии границы, взорвав старый мост.
Стоя на вершине Мамисонского перевала, можно "заглянуть" в три страны - Грузию, Россию и Южную Осетию. В июне прошлого года грузинские пограничники перенесли свой пост с перевала, тем самым обнажив около 70 квадратных километров территории. В Тбилиси решили, что эти горные склоны фактически оставили русским или осетинам.
Старый Николаевский мост на военно-осетинской границе пограничники взорвали в целях безопасности, видимо, чтобы русские с осетинами не пошли дальше вглубь грузинской территории.
Естественно, оппозиция в Тбилиси усмотрела в этих событиях глобальный заговор. И у нее был повод. Ведь как раз эта оставленная грузинами территория в советское время входила в состав Юго-Осетинской автономной области. В начале 90-х эти земли осетинам оказались не нужны. И несколько пустых, высокогорных сел были присоединены к Онскому району Грузии.
Но сегодня теоретически ничто не мешает Цхинвалу заявить о своих правах на горные склоны, тем более что мы видим, как настойчиво южные осетины борются за каждый кусок своей территории и с каким усердием чертят границу. Поэтому оппозиции было нетрудно усмотреть "сдачу позиций" в стратегически важном для Грузии районе.
Скандал поутих после того, как представитель парламентского большинства Давид Дарчиашвили заявил, что уход пограничников - мера, призванная улучшить охрану границы. И, по его словам, они сейчас заняли более удобные позиции, которые позволяют лучше охранять горные вершины.
Неблагополучно все и на южных рубежах страны. Если на севере горы и труднодоступные места, то на юге - благодатные земли, за которые Грузии, возможно, придется бороться с неуступчивым Азербайджаном.
Тут ситуация осложняется тем, что Баку не просто стратегический партнер Грузии. Азербайджан - один из спонсоров грузинской экономики. Буквально вчера Саакашвили предлагал создать с ним конфедерацию. Отношения двух стран образцово-показательны, что вообще нетипично для Кавказа.
И тут Грузия вынуждена если и не уступать, то по крайней мере сбросить спесь, к которой привыкла в отношениях с другими соседями. На ее границе с Азербайджаном стоит не камень, а целый монастырский комплекс преткновения - Давид Гареджи. Не будь его, не было бы смысла в течение целого десятилетия вести нудную работу совместной комиссии по определению линии границы.
В Азербайджане о правах на этот памятник культуры говорят с той же безапелляционностью, с какой обычно грузины рассуждают о правах на все памятники и церкви, расположенные в радиусе нескольких сот километров от ее границ. В Баку давно выяснили: Давид Гареджи - это древнеалбанский монастырь "Кешикчи", и никаких торгов по его поводу вестись не может, это часть территории Азербайджана.
В то же время грузины более точны, утверждая, что граница между двумя странами проходит прямо посередине комплекса, расположенного всего в шестидесяти километрах от Тбилиси.
Тема скользкая, и поэтому на высшем уровне о ней никогда не говорят. Этим летом в Баку состоялись консультации между заместителями глав МИД Давидом Джалагония и Халафом Халафовым, которые возглавляют комиссию по делимитации грузино-азербайджанской границы. Такие же консультации прошли и в сентябре. Комиссия работает с 1999 года, но стороны смогли согласовать всего 65% линии границы. И с тех пор все встречи завершаются безрезультатно.
А тем временем монастырский комплекс ветшает и разрушается. В начале лета обвалилась стена трапезной. Для уникального памятника даже дождь может представлять серьезную угрозу. Скала, в которой высечены кельи, потихоньку разрушается. Вода может смыть уникальные фрески со стен.
Недавно армянская газета "Айкакан Жаманак" распространила информацию о перенесении нескольких грузинских пограничных постов вглубь территории Армении. Якобы в результате этого на грузинской территории оказались несколько армянских деревень, население которых не испытывало особого желания жить в Грузии. Скандальный вопрос был предельно быстро закрыт комментариями официальных лиц с армянской стороны. Они заявили, что никаких передвижений постов не было.
Тбилиси может позволить себе быть самим собой в пограничных спорах с Арменией, которая зависит от Грузии примерно так же, как Грузия от Азербайджана. Пока скандал замяли, но тенденция есть.
Слишком уж широко открыты ворота Грузии. А это непозволительная роскошь для страны, мнящей себя жертвой коварных соседей.