В ладу с собой

Демократическая партия Грузии: второе пришествие

Основали новую «ДП» бывшие представители "Объединенной оппозиции", ныне депутаты парламента Гиоргий Тортладзе и Гия Цагареишвили.

О своей идее они заявили еще в начале ноября. Сейчас, на учредительном съезде, были утверждены изменения во взятом за основу прежнем уставе и определены цели и задачи. По словам политического секретаря партии Акакия Панчулидзе, она намерена добиваться деоккупации территории страны и активизировать интеграцию в евроатлантическое пространство. «Это единственный путь спасения грузинской государственности, путь к развитию экономики и, что самое главное, к восстановлению территориальной целостности", - подчеркнул он.

Председатель партии Гиоргий Тортладзе и генсек Гия Цагареишвили убеждены: их детище качественно отличается от других оппозиционных партий. Ставится задача объединить в рамках «ДП» интеллектуальные силы страны.

В этой связи Тортладзе отметил на съезде: "Страной должны управлять профессионалы, а не случайные люди, отобранные по партийному признаку". Поэтому было решено создать общественный совет, так называемый «Дарбази» (так в XII в. называлось объединение, которое было своего рода парламентом в монархическом государстве).

Туда войдут не только члены партии, но и известные ученые, деятели культуры. «Дарбази» будет готовить для парламента свои предложения, рекомендации и законопроекты. Его руководителем делегаты избрали академика Шоту Надирашвили.

Старая Демпартия поддержала молодых последователей. Ее председатель Нугзар Жоржолиани сказал в своем выступлении: «В связи с создавшимся в стране положением наша Демократическая партия приняла решение активно включиться в политическую деятельность. Мы решили начать переговоры с представителями парламентской оппозиции. В результате долгосрочных консультаций мы согласовали изменения в устав".

В череде бурных политических событий последних лет мало кто помнит: старая демпартия была создана в 1991 г. Первый ее председатель - Картлос Гарибашвили, участник трех президентских гонок - в 1995, 2000, 2004 годах. Правда, в двух последних он представлял другие партии.

Если активисты 90-х органически влились в новую партию, то ее сотрудничество с сегодняшними оппозиционерами под большим вопросом. Тортладзе и Цагареишвили получили парламентские мандаты по партийным спискам Объединенной оппозиции. И откололись от нее, как только та назвала парламентские выборы фальсифицированными. Оба депутата обвинили лидера Объединенной оппозиции Давида Гамкрелидзе в авторитарности. Так что понятно, почему с тех пор их взаимоотношения с большинством оппозиционеров натянуты.

После августовских событий оба не спешили одобрить действия новой волны противников режима. Во время массовых акций протеста 7 ноября нынешнего года, приуроченных к годовщине разгона демонстрации, Цагареишвили и Тортладзе призвали воздержаться от радикальных требований, потому что «они нецелесообразны в сложившейся после августовских событий ситуации». Своих немногочисленных сторонников к парламенту не повели, собрались у кафедрального собора Святой Троицы.

Какие же цели и задачи ставят новые демократы? Какова их программа? В чем, наконец, они не согласны с правящим режимом? Документы, принятые учредительным съездом, не дают определенного ответа на эти вопросы. Призывы ускорить демократические процессы, создать новые демократические институты, поднять на высшую ступень верховенство закона и т.п. электорат слышит и от других оппозиционных партий...

Всегда относящиеся к так называемой умеренной оппозиции Цагареишвили и Тортладзе по опросу, проведенному еженедельником «Квирис Палита» («Палитра Недели»), входят в десятку «непостоянных» политиков Грузии. Они занимают пятое и шестое место в этом рейтинге.

Ирина Пташковская