В докладе Госдепа США о наркотиках есть много полезной информации: их биоразнообразие в мире, основные производители и потребители натуральных и синтетических одурманивающих веществ, государства, где отмываются деньги наркодилеров, пути транзита. Вот только роли самих американцев во всех этих процессах уделено по одной строке, хотя это исследование могло бы быть весьма любопытным для тех стран, кто больше всех страдает от "бича XXI века".
Постсоветское пространство в полной мере испытало на себе "преимущества" открытых границ в совокупности с развалом силовых структур и расцветом коррупции. А с приходом в Афганистан войск НАТО СНГ затопило настоящее половодье наркотиков, ведь производство опиума в среднеазиатской стране под контролем американцев выросло, по данным ФСКН России, в три раза, а по подсчетам некоторых независимых экспертов, в сотни раз.
В России от передозировки наркотиков ежегодно умирают 20 тысяч россиян, еще около 70 тысяч случаев смертей так или иначе связаны с употреблением одурманивающих веществ. За год в стране потребляется около 70 тонн героина, что выводит ее в тройку "лидеров" по количеству героиновых наркоманов в Европе. Всего на героиновой игле сидят более полутора миллиона жителей страны. Популярны также опиум, гашиш и марихуана, которые выращивают местные дельцы. А также растет количество употребляющих синтетические наркотики. Эти выкладки ООН приводятся в докладе Госдепа США.
В Грузии картина не лучше, хотя количественные параметры потребления наркотиков в стране в докладе Госдепа не указаны. Два года назад, по данным ООН, закавказская демократия была рекордсменом по потреблению героина на тысячу жителей страны, опередив Россию. Источник заражения недугом ХХI века все тот же - Афганистан.
Но в Грузии, как и России, оседает только часть наркотрафика из страны, где уже 10 лет базируются силы международного контингента под управлением США. Остальное идет дальше. Причем именно грузинский путь назван в докладе Госдепа одним из главных маршрутов переправки наркотиков из Азии в Европу. Сначала афганский продукт попадает в Иран или Азербайджан, оттуда либо в Россию, либо в Грузию с последующими остановками в Турции или Греции.
Перевозят наркотики в основном дальнобойщики на грузовых автомобилях. Так, в 2009 году правоохранительные органы европейских стран изъяли от 7 до 8 тонн наркотических средств на машинах, прибывших из Грузии. Контролировать транзит мешают законы, согласно которым таможенники в Европе могут проверять грузовики только в присутствии владельца груза или его представителя. Авторы доклада рекомендуют отменить эти правила.
Отдельный абзац Госдеп посвятил грузино-иранскому соглашению о безвизовом режиме, подписанному в ноябре 2010 года. Докладчики считают, что свободное передвижение вызовет " приток еще большего объема наркотиков в Грузию". "Это вполне вероятно, так как, около 40 процентов афганских наркотиков протекают через Иран. Контрабанда этих наркотиков в настоящее время является проблемой по всем направлениям иранской границы к югу, западу и северу. Следовательно, есть основания для беспокойства, что упрощенное сообщение между Ираном и Грузией предоставит возможность перевозчикам опробовать "новый маршрут"", - говорится в документе.
Обвинения в адрес Ирана со стороны США - это притча во языцех, касаются ли они соблюдения прав человека, разработки ядерного оружия или распространения наркотиков. На самом деле, Тегеран, как и Москва, и Тбилиси - жертвы афганской наркоэкспансии. При этом, в самом Иране в год изымается столько наркотиков, сколько ни в одной стране мира. "98 процентов всего конфискованного на планете опия приходится на Иран. Только в 2009 году было изъято 1050 тонн", - сообщил в 2010 году глава иранского ведомства по борьбе с наркотиками Таха Тахери. Его данные красноречиво говорят о том, что иранцы эффективнее других борются с зельем. Кстати, всем наркодельцам в этой стране грозит смертная казнь.
Если же брать чисто технический момент в перевозке наркотиков, то отсутствие или наличие виз при этом не играет особой роли. "Безвизовый режим с Ираном - не решающий фактор, так как люди получают визы на месте, и с отменой визового режима отменена лишь 15 минутная процедура. Что касается контроля, то он должен был быть и раньше и сейчас. Поэтому неверно привязывать безвизовый режим к транзиту наркотиков", - заявил грузинскому агентству GHN вице-спикер парламента от оппозиции Леван Вепхвадзе.
"Сейчас за океаном многим не нравится, что мы сближаемся с Ираном. Реально такие прогнозы очень зыбкие, на песке строятся", - комментирует слова Госдепа об иранском трафике наркотиков политолог Сосо Цинцадзе.
МИД Грузии тоже счел нужным ответить на предупреждения Госдепа, но не так строптиво: "Если США считают Иран опасным для себя в плане распространения наркотиков, то это их право", - заявил заместитель министра Торнике Гордадзе.
Да, для Госдепа свободу слова никто не отменял, только и свои реляции он озвучивает не просто так. Долгое время эксперты гадали, с чего бы это Михаил Саакашвили решил подружиться с Махмудом Ахмадинежадом, и удивлялись спокойствию США, которые сквозь пальцы смотрели, как их подопечный налаживает отношения с их геополитическим противником. Как видно, терпение лопнуло, и ирано-грузинское партнерство подверглось хуле с самого неожиданного ракурса - как потворство наркотрафику.
Впрочем, грузинское информационное пространство решило сосредоточиться совсем на другом пункте доклада. В нем говорится, что "сепаратистские территории Южной Осетии и Абхазии находятся вне контроля грузинских правоохранительных органов, и есть предположение, что наркотики протекают через эти районы". "Это невозможно подтвердить, так как обмен информацией между оккупационными силами России или де-факто правительствами этих территорий и правительством Грузии или очень скудный, или не происходит вообще", - с превеликим удовольствием цитируют доклад грузинские СМИ.
Почему это так смакуется грузинскими журналистами? Во-первых, американцы употребили любимые грузинские термины: "сепаратисты" и "оккупационные силы". А во-вторых, как признался лидер парламентского большинства Гока Габашвили, данные о наркотрафике через Абхазию и Южную Осетию американцам предоставили... сами грузины. "Мы неоднократно говорили, что с оккупированных территорий Грузии осуществляется транзит наркотиков в разные страны, в том числе и в Европу. Когда есть подобные буферные зоны, и им способствует такая страна как Российская Федерация, эта угроза будет всегда, и не только для нашей страны, но и для всего мира" - подчеркнул Габашвили.
После того, как Госдеп озвучил грузинские подозрения, у тбилисских политиков появился новый повод потребовать от Европы внимания к своим утерянным землям. "Криминальные режимы Кокойты и Багапша заняты этим делом, что является чрезвычайным с точки зрения безопасности, - выкладывает весь компромат на отсоединившиеся страны Габашвили. - Оккупированные зоны Грузии сегодня представляют "черные дыры"... У нас есть информация, что на территории Абхазии происходит переработка, фасовка и впоследствии реализация героина в Европе". "Решение проблемы - только в распространении международного права на этих территориях. Это означает деоккупацию", - заявляет председатель парламентского комитета по евроинтеграции Давид Дарчиашвили.
США, приводя непроверенные данные в докладе, явно жаждали таких политических спекуляции, задевающих Россию. Ну а тбилисский месседж прост: Москва не справляется с контролем за наркотиками, а вот мы, если вернемся в Сухум и Цхинвал, будем суперменами.
Однако на контролируемой Тбилиси территории борьба с наркотрафиком идет не настолько успешно, чтобы грузинские обещания вдохновили Европу. Авторы доклада советуют сначала провести в Грузии реформы, принять национальную стратегию контроля за наркотиками и наладить взаимодействие между различными ведомствами. Стратегия-то в Грузии есть, только конкретного плана действий по ней не намечено.
"Системных мер по превенции наркотиков недостаточно. Методы лечения разрабатываются таким образом, что уделяется мало внимания или вообще никакого внимания не уделяется социальной реабилитации после детоксификации. Информация об опасных наркотиках не является надлежащей, а статистические данные по потреблению наркотиков ограничены и ненадежны. Действующее законодательство не удовлетворяет требования Конвенции ООН по наркотикам", - критикуют эксперты Госдепа. По их мнению, законодательство Грузии тоже неэффективно. По нему легко посадить в тюрьму наркомана с дозой, но это не помогает в борьбе с наркоторговлей.
Докладчики также обращают внимание на то, что Саакашвили ввел для своих чиновников обязательное тестирование на наркотики. Этот факт свидетельствует о явном неблагополучии в управленческих кругах Грузии. Тем более, что самого президента оппозиция неоднократно обвиняла в употреблении кокаина и "крышевании" наркотрафика. Впрочем, эти обвинения в докладе не прозвучали: срок Саакашвили, отмерянный ему Госдепом, еще, видимо, не истек.