В ладу с собой

Ночные забавы великого Саакашвили

И все свои ночи тратит на то, чтобы усовершенствовать отношения с ней.

На протяжении нескольких минут Саакашвили расписывал прелести Грузии, утверждая, что республика - одна из самых развитых стран Восточной Европы. Если пересмотреть и перечитать несколько последних бесед с грузинским лидером, нетрудно понять, что мечты о демократии становятся для него навязчивой идеей. И для того, чтобы воплотить их в жизнь, приходится много трудиться. А работает грузинский президент не покладая рук - очень непросто замаскировать полицейское государство с автократическим режимом под либеральную европейскую страну. Даже ночью поспать Михаилу Николозовичу удается отнюдь не всегда. После того, как Вашингтон и НАТО указали кавказской республике правильный курс, они начали благополучно забывать о маленьком государстве на Южном Кавказе.

А теперь им до грузинского президента и вовсе нет дела. Пока они ведут неравный бой с неутомимым полковником Муаамаром Каддафи, Мишико приходится в самостоятельном порядке решать свалившиеся на него проблемы и задачи. Поэтому, как поведал лидер Грузии, укладываясь в постель, поначалу он занимается самоудовлетворением, а затем - анализом уходящего дня. Но затем поспешно признался белокурой собеседнице, что страдать подобным "недугом", разумеется, главе государства не к лицу.

"О многом я сожалею каждую ночь. Перед сном я просматриваю пройденный день и задумываюсь, что сегодня я сделал. Это мое жизненное правило. Всегда думаю, может я мог сделать больше, или я мог сделать по-другому. Самое худшее, когда предаешься самоудовлетворению и думаешь, "какой я крутой", смотришь в зеркало и говоришь - "вот, как хорошо я справился с делом". Если так, то лучше не просыпаться на второй день", - поведал британцам Саакашвили.

Какой же в действительности крутой у Грузии президент, все мировое сообщество могло убедиться во время августовского конфликта 2008 года, когда главнокомандующий кавказской республики бежал от рокота самолета, приняв его за пулеметную очередь. И об этой пятидневной войне у него тоже нашлось что сказать. Впрочем, слова были отнюдь не новы - во всем, оказывается, виноват премьер-министр России Владимир Путин. Даже после того, как доклад Хайди Тальявини раскрыл европейцам глаза на действительность, Михаил Николозович не теряет надежды убедить их в том, что он сам и его страна стали жертвой заговора "свирепого русского медведя", который нарочно оттяпал двадцать процентов грузинской территории и в ус не дует. По мнению Саакашвили, на российской политике существенно сказываются отголоски "империи зла", с которыми нынче успешно борется правительство Сакартвело.

Все потому, что лидер кавказской республики вдохновляется иными, более благостными примерами. Их много, вот только они очень сильно разнятся между собой. Поэтому неудивительно, что Саакашвили никак не может решить, какое европейское государство взять за пример. При строительстве демократии в собственной стране он руководствовался не только инструкциями, полученными из Вашингтона. Кемаль Ататюрк, Бургет Али, основатель Сингапура Ли Куан Ю и молодая националистическая братия из Эстонии - вот те, кто сподвигли Мишико на "розовую революцию", и на кого он днями и ночами мечтает стать похожим.

Что же, достичь таких успехов, какие имеются у эстонского правительства, у грузинского президента получается уже прямо сейчас. Десятки тысяч невинных граждан томятся в тюрьмах за несуществующие преступления, миллионы жителей государства живут далеко за чертой бедности - это пока все, чем может похвастаться Михаил Николозович. А пресловутые либеральные реформы, которыми так восхищаются новоиспеченные восточноевропейские страны, покамест помогают набивать кошельки чиновников, но отнюдь не граждан Грузии.

При этом президентский пост, что вовсе неудивительно, не являлся детской мечтой маленького Миши: "Если бы не президентство, был бы архитектором. Боюсь, что рисую плохо, зато давал бы хорошее идеи... Хочу выразить благодарность за каждый день жизни и за то, что смог изменить к лучшему хоть что-то маленькое, это необыкновенный шанс", - разоткровенничался Саакашвили. Лучше бы действительно чертил архитектурные ансамбли. Даже получись все из рук вон плохо, искусствоведы узрели бы в нем второго Гауди. А тут и страну загубил, и на весь мир прослыл шутом - профит невелик.