В ладу с собой

Гарегина II подвела... молодость

Визит Католикоса всех армян Гарегина II в Грузию ожидался давно, и на него возлагались большие надежды. Шутка ли - первый за сто лет приезд главы Армянской Церкви на территорию Грузии. Католикос приехал, чтобы посетить свою паству в Джавахети и поговорить с Патриархом Илией II о юридическом статусе Армянской Церкви в Сакартвело, где проживает армянская община в несколько сотен тысяч человек. Грузинская епархия Армянской апостольской церкви до сих пор имеет в Грузии статус всего лишь "общественной организации".

Но, к сожалению, надежды на то, что из мутной "общественной организации" Армянская Церковь в Грузии превратится собственно в Церковь, не оправдались. Визит Католикоса в Джавахети местных армян очень обрадовал, но ни один документ так и не был подписан во время визита Гарегина II. Грузинская сторона выдвинула встречные претензии, заявив, что Грузинская Церковь в Армении также не имеет юридического статуса. А когда зашла речь о том, что на территории Сакартвело находятся изначально армянские храмы, и неплохо было бы вернуть их под юрисдикцию Армянской Церкви, патриарх Илия II вспомнил, что и в Армении есть древние грузинские храмы.

"Говоря о церквях, нельзя забывать, что у обеих сторон есть требования. У обеих сторон есть факты, документы, что в Грузии есть армянские, а в Армении - грузинские церкви", - сказал Илия II.

Что ж, немудрено, что в соседних странах есть храмы, в ходе истории "перешедшие" из-под одной юрисдикции в другую. Так, например, есть несколько церквей в Лори - Ахтала, Алаверди, Кобаири, и их действительно принято считать по происхождению православными и грузинскими. Есть и армянские церкви, утерявшие свое изначальное происхождение и ставшие православными храмами.

С одной стороны, логичным кажется требование грузинской стороны о том, что Церкви в двух странах должны обладать одинаковым статусом. Но для армянской стороны заявление грузинского патриарха стало неожиданностью, и даже вызвало негодование, которое только в первую секунду выглядит необоснованным.

"В случае с Грузинской епархией ААЦ речь идет о несколько сот тысячной армянской общине Грузии, грузинская же религиозная община в Армении в разы уступает в количестве, - заявил пресс-секретарь Первопрестольного Эчмиадзина Ваграм Меликян. - Очевидно, что грузинская сторона не учитывает де-факто существующую ситуацию. Духовное руководство Грузии пыталось продемонстрировать, что грузинская церковь в Армении имеет те же проблемы, что и армянская в Грузии. Это определенно не так, и такая постановка вопроса была одной из причин того, что коммюнике не было принято".

Патриарх Илия II же считает, что неподписанность документов имеет другую причину, весьма, надо сказать, неожиданную.

"Гарегин II - молодой человек, и, наверно, ему необходимо набраться больше опыта. Он умён, однако хочет сделать всё быстро, что не получается. Я сказал ему, что обладаю большим опытом, поэтому спокойствие лучше всего", - отметил грузинский патриарх в своей традиционной воскресной проповеди.

Складывается впечатление, что Илия II беседовал на серьезные темы с безусым юнцом, которому до мудрого главы Церкви еще расти и расти. Возможно, что с высоты возраста грузинскому патриарху, родившемуся в 1933 году, так и кажется. Но на самом деле возрастная разница между армянским Католикосом и главой Грузинской Церкви хоть и присутствует, но не так уж фатальна. Гарегин II, Верховный Патриарх и Католикос всех армян, родился в 1951 году, он младше Илии II на 18 лет, но, тем не менее, находится в весьма почтенном шестидесятилетнем возрасте.

Безусловно, Илия II, избранный патриархом в 1977 году, стоит "у кормила" Церкви дольше, нежели армянский Католикос. Но Гарегин II стал главой своей Церкви в 1999 году, что тоже все-таки не вчера было. Тем не менее, очевидно, что грузинский патриарх не воспринимает его, как равноправного собеседника. И не склонен решать вопросы, исходя из реалий сегодняшнего дня.

"Армяне желают открыть ещё церкви в Грузии. Мы предложили, что если в Грузии откроются армянские церкви, то и в Армении должны обязательно открыться грузинские храмы. Мы договорились, что в будущем у нас будет сотрудничество получше. Хочу сказать, что Грузинская Церковь открыта для всех, однако она не допустит угнетения грузинского народа и Грузии", - отметил Илия II, имея в виду, в том числе, и статус Грузинской Церкви в Армении.

Но нельзя не отметить, что проблема юридического статуса двух Церквей в Грузии и Армении звучит по-разному. "Меня удивила прозвучавшая с грузинской стороны формулировка о том, что армянская церковь получит в Грузии тот же статус, который будет иметь грузинская в Армении. Видимо, высшее духовное руководство Грузии неправильно информировали о ситуации в Армении по этому поводу. Если в Грузии, кроме православной Церкви, никакая другая традиционная религиозная община не имеет четкого юридического статуса, то в Армении с этим вообще проблем нет. ГПЦ в Армении в юридическом плане может иметь тот же статус, что и ААЦ, - сказал политолог Сергей Минасян. - В таком случае, возникает вопрос, готов ли Тбилиси предоставить Грузинской епархии ААЦ идентичный с ГПЦ статус?"

Грузинские СМИ поспешили заявить, что стороны подписали коммюнике о создании межконфессиональной комиссии, которая должна была бы заняться изучением вопросов относительно принадлежности церквей, на которые претендуют Грузия и Армения. Но армянская сторона в лице Ваграма Меликяна опровергла эти новости.

"Текст коммюнике был неприемлем, поскольку он предполагал создание межконфессиональной комиссии по изучению вопросов относительно принадлежности церквей. Создание этой комиссии автоматически бы означало, что армянская сторона также ставит под сомнение факт принадлежности нескольких армянских церквей в Грузии, которые грузинская сторона объявила спорными", - заявил Меликян.

В общем, следует признать, что на сегодняшний день обе стороны увязли в спорных вопросах. И представители Грузинской Церкви проявляют куда меньшую заинтересованность в решении этих проблем, нежели их армянские коллеги. Безусловно, сложность "общего языка" двух Церквей существует. И основывается она, в том числе, на разнице в вероучении, что не дает им смотреть друг на друга истинно по-сестрински, и даже привносит в отношения некую долю ревности. Поэтому взаимная неуступчивость и нежелание считаться с интересами другой стороны в какой-то мере объяснимы, хотя и не имеют отношения к духу христианской любви.

Важную роль в "проволочках" играет и то, что напряженные отношения между двумя Церквями имеют долгую историю. Не менее двух десятков лет представители обеих сторон вяло обещают "наладить отношения", но пока что воз и ныне там. Беспокойство армян, их желание решить проблему скорее, приведшее к первому за сто лет визиту в Грузию армянского Католикоса, безусловно, вызвано тем, что в Сакартвело не слишком-то хорошо относятся к армянской пастве и ее духовной потребности.

Немудрено. Грузинская Церковь, вообще, известна некоторой нетерпимостью по отношению к другим Церквям. И не секрет, что в последние годы предпринимались попытки захвата армянских храмов - в частности, можно вспомнить армянскую церковь Благовещения Богородицы "Норашен" в центре Тбилиси. Такая политика приводит к тому, что численность армянской паствы в Грузии падает: тяжело жить под постоянным давлением.

Нежелание патриарха Илии II решать вопрос и его странная ссылка на "молодость" армянского Католикоса вполне объяснимы: если пересматривать отношения с Армянской Церковью, то придется пересматривать вообще всю религиозную политику Сакартвело.

Но Грузии не стоило бы забывать, что сейчас в стране тихой сапой идет мусульманская экспансия, начавшаяся после того, как правительство буквально продало Аджарию туркам. Возможно, на фоне строящихся мечетей и нарастающих требований исповедников ислама стоило бы благосклоннее взглянуть на христианскую соседку, которая, невзирая на древнюю разницу в вероучении, все-таки исповедует с Грузией одного Бога?