Майя Чигоева-Цабошвили - тбилисская осетинка. В 2006 году этого было достаточно, чтобы без кастинга попасть в число участников самого грандиозного пропагандистского проекта Саакашвили, который назывался "альтернативное правительство Южной Осетии".
К тому времени в Тбилиси уже определили круг "лидеров" новой Южной Осетии, и в него вошли фигуры, имеющие реальное отношение к республике, например, бывший премьер-министр Дмитрий Санакоев. Поэтому Чигоевой-Цабошвили пришлось исполнять в массовке роль юго-осетинского дипломата.
До этого деятельница возглавляла созданную ей же организацию грузино-осетинской дружбы "Ибер-Ирон" и искала гранты, которые можно было бы освоить. Поэтому предложение войти в руководящий состав только что созданного "Союза национального спасения Южной Осетии" Майя расценила как прорыв в карьере. Тут были и деньги, и большие перспективы, поскольку на "новых осетин" огромные надежды возлагал сам Михаил Саакашвили.
Правда, на практике Чигоевой-Цабошвили отвели второстепенные роли - со второстепенным, соответственно, доступом к финансам. А по-другому и быть не могло, ведь первыми фигурами в движении были братья Санакоевы и Каркусовы, известные некогда в Цхинвале своим умением получать бюджетные деньги в неограниченном количестве.
К их фигурам мы очень скоро вернемся, а пока расскажем о карьерном росте Чигоевой-Цабошвили в новом движении. Очень скоро "Союз национального спасения Южной Осетии" переименовали в движение "Народ Южной Осетии за мир". Но все это было только началом очень больших процессов, которые, как вихрь, раскручивали имя Чигоевой-Цабошвили. В Тбилиси в те годы был бешеный ритм. Молодая власть ничего не откладывала в долгий ящик, и поэтому в течение всего двух месяцев, с сентября по ноябрь 2006 года, Дмитрий Санакоев с соратниками прошли путь от создания оппозиционного Цхинвалу движения до проведения альтернативных президентских выборов в ряде районов Южной Осетии.
Эти выборы были, безусловно, самым креативным политическим спектаклем на всем постсоветском пространстве. Кроме Саакашвили никто бы до этого не смог додуматься. В грузинских селах республики были спешно организованы избирательные участки, на них согнали все местное население. У народа возник редчайший шанс - избрать президента Южной Осетии, который вернет республику в состав Грузии. Как и во всех мероприятиях проекта "альтернативная Южная Осетия", Майя Чигоева-Цабошвили играет в массовке. На "президентских выборах" она была одним из пяти кандидатов. И именно в благодарность за это получила портфель министра иностранных дел в новом правительстве. Но победил Дмитрий Санакоев - между прочим, набрал 80% голосов. "Выборы" завершились феерической инаугурацией Санакоева в селе Курта и присягой на верность народу. Он принял ее на конституции ЮО, в которой записано, что республика является суверенным государством. Кульминацией спектакля был отказ властей Грузии признать легитимность "выборов".
А дальше у нового правительства началась активная деятельность. Первым вопросом на повестке дня было урегулирование конфликта с Грузией. Как ни странно, стороны быстро договорились. Уже к маю 2007 года суверенное альтернативное государство в Южной Осетии перестало существовать, а его правительство обрело новый, куда менее амбициозный статус - временной административной единицы. Санакоев указом президента Грузии был назначен начальником, Чигоева-Цабошвили осталась на третьих ролях. Но надежды на счастливое будущее никуда не делись. Временная администрация получила в свое распоряжение громадные деньги и устроила строительный бум в грузинских селах Южной Осетии. Самым главным наследием "эпохи Санакоева" стал комплекс административных и жилых зданий, яркие цвета стен которого до сих пор освежают унылый апокалиптический пейзаж разрушенных до основания деревень.
Несмотря на то что Чигоевой-Цабошвили была отведена скромная роль юго-осетинской номенклатуры, "чтоб было кому по коридорам ходить", в ней сохранились жалкие остатки свободомыслия и правдолюбия. Убедившись, что ей ничего не светит на том празднике жизни, который устроили для себя ее начальники в Курте, альтернативной столице ЮО, она принимает смелое решение уйти. Весной 2008 года, еще до войны, Чигоева-Цабошвили подает в отставку, делает самое громкое в своей жизни политическое заявление, обвинив Санакоева в том, что он "мешал мне работать", и переходит в оппозицию, в партию "Путь Грузии" Саломе Зурабишвили.
Альтернативное правительство Южной Осетии тбилисские продюсеры проекта собрали без особых проблем. Во всяком случае, никого из тех, кто занимал в нем видные позиции, туда за уши не тащили.
Чигоева-Цабошвили хотела не только денег, но и работы, и все же искренне верила в новое дело. Остальные оказались там по другим причинам. Дима Санакоев дружил с деньгами всегда. Еще в 1993 году, когда ему самому было только 24 года, он получил должность начальника финансового отдела в министерстве обороны Южной Осетии. Работал он, видимо, хорошо, раз в 1996 году его, 27-летнего молодого человека, имеющего, правда, реальный боевой опыт, сделали министром чрезвычайных ситуаций и обороны. Пиком его цхинвальской карьеры стала должность премьер-министра Южной Осетии. Но времена поменялись, к власти пришел Эдуард Кокойты, и властная история Санакоева закончилась. После этого в течение пяти лет будущий "лидер" - активный, кстати, азартный игрок - провел без должности, а значит и без денег, прежде чем его брат Владимир сумел найти инвесторов в Тбилиси.
В 2006 году братья получили все, о чем только могли мечтать. Владимир - деньги на реализацию масштабного проекта "Кокойты Фандэраст"(Кокойты - Счастливого пути!), в рамках которого были потрачены миллионы долларов на реализацию разного рода пропагандистских мероприятий, а сам Дмитрий стал целым "президентом" Южной Осетии со всеми вытекающими из этого своего нового положения финансовыми возможностями.
Первые роли во временной администрации играли и еще двое братьев - Каркусовы. Один из них, Джемал, уже при Кокойты занимал видное положение. Сначала он был министром внутренних дел, а потом секретарем Совета безопасности ЮО. В 2005 году братья пали жертвами политических интриг, были обвинены в незаконном ношении оружия и в итоге оказались в тюрьме. Однако из застенок они бежали, укрывшись в горах. И вот тут им на помощь пришел Вано Мерабишвили, организовавший спецоперацию по их доставке в Тбилиси. Но Каркусовым пришлось расплачиваться за услугу участием в альтернативном правительстве.
Джемал Каркусов вновь стал министром внутренних дел ЮО, только уже в Курте. Имея самые тесные отношения с Санакоевым, он досидел в своем кресле аж до 2009 года, пока его не сместили за "многочисленные финансовые нарушения".
Поняв, что делать в Тбилиси больше нечего, братья от греха подальше перебрались в Северную Осетию, где тихо-спокойно проживают и сегодня.
Там же, кстати, живет и Владимир Санакоев, брат Дмитрия. Их жизнь, можно сказать, удалась. В Тбилиси Каркусова хватились только в конце зимы этого года, объявив в розыск по обвинению в хранении, ношении и присвоении оружия. Напомним, что по этому же обвинению его арестовывали власти ЮО в 2005 году. Так что теперь парадоксальным образом его по фактически одной статье уголовного кодекса разыскивают и в Тбилиси, и в Цхинвале. Но он не очень переживает по этому поводу. Каркусов - гражданин России. Согласно российским законам, он не может быть выдан правосудию соседних стран. Все, чего в силах добиться правоохранители Грузии и ЮО, это инициировать в отношении Каркусова уголовное дело в Российской Федерации.
Куда более драматично сложилась судьба Теймураза Джейрапова, так называемого министра экономики в правительстве Санакоева. Разочаровавшись в своей работе, он сложил полномочия, решив осуществить давнюю мечту - приехать в Южную Осетию. Однако на границе его задержали, возбудили уголовное дело и осудили за измену родине на 13 лет.
Вот так бесславно закончились политические карьеры представителей самого комичного на Кавказе политического проекта - альтернативной администрации Южной Осетии. Она, кстати, существует до сих пор, но все ее "культовые" фигуры разбежались. Кто попал в тюрьму, кто, как Каркусовы, сидит в Северной Осетии. Дмитрий Санакоев ведет неприметную жизнь в Тбилиси - он все-таки был любимчиком Саакашвили, и его пока не трогают. А его брат дрожит от страха во Владикавказе, опасаясь визита киллеров.
Ну а наша главная героиня Майя Чигоева-Цабошвили уже получила статус беженца, и вскоре, будучи глубоко разочарованной в Грузии, направится на ПМЖ в Канаду. В ее новой жизни у нее будет важное преимущество - она когда-то была "министром иностранных дел".