Главными игроками на Южном Кавказе считаются извечные геополитические соперники - Россия и США. Конечно, в этой точке земного шара переплетаются интересы многих стран и межгосударственных объединений. Турция, Иран, Евросоюз, даже относительно далекий Китай - все они надеются отщипнуть кусочек от кавказского пирога, будь то армянский матнакаш, осетинский фыджин или грузинская ачма. Но с влиянием Москвы и Вашингтона им все-таки не сравниться. Более того, некоторые из участников большой дипломатической игры в регионе явно или тайно выполняют волю Кремля или Белого дома. Так что, при всем уважении к растущей силе Анкары и Тегерана, им приходится оставаться на втором плане. И сейчас у американских и российских политиков в регионе две главные проблемы - Нагорный Карабах и конфликт Грузии с Абхазией и Южной Осетией. К сожалению, эти гордиевы узлы невозможно, по примеру Александра Македонского, разрубить одним махом. Ведь тогда жертвами радикальных действий станут десятки и сотни тысяч мирных граждан.
Читайте также: Из Баку да в полымя.
Впрочем, в первом случае обе великие державы на удивление согласны друг с другом. Главное - активизация мирных переговоров и предотвращение эскалации конфликта. Задача "минимум" - это сохранение статус-кво. Из Баку, Еревана и Степанакерта могут доноситься сколь угодно грозные заявления. Пока фигуранты этого противостояния будут продолжать находиться в статусе "вероятного противника", а не активного участника вооруженного столкновения, Москва и Вашингтон согласятся идти на контакт и с Арменией, и с Азербайджаном. Но стоит только кому-то из них начать выяснять отношения при помощи пуль, а не слов - он тут же лишится какой-либо поддержки. Именно боязнь получить ярлык "агрессора" и останавливает наиболее радикальных политических деятелей в этом регионе. Вот только постоянное топтание на месте, как и любая монотонная деятельность, чрезвычайно утомляет.
Нагорный Карабах: воевать нельзя мириться.
Российские эксперты неоднократно заявляли, что именно Москва является наиболее заинтересованной стороной в урегулировании нагорно-карабахского конфликта - за исключением его непосредственных участников, естественно. "Нас за глотку хватает ситуация на Южном Кавказе", - заявил в ходе недавнего видеомоста между Москвой и Вашингтоном, посвященного ситуации в регионе, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский. Он напомнил, что ситуация 1990-х годов в свое время привела к внушительным потокам эмиграции на Северный Кавказ. "Опасность связана не только с этим. Любая война приводит к некой варваризации настроений. Она-то и может перетечь с Южного Кавказа в Россию. Именно поэтому, пожалуйста, не равняйте вашу заинтересованность с нашей. Она у нас шкурная", - добавил он.
Читайте также: Кавказ раскололся изнутри.
К сожалению, чуть севернее сложилась совершенно иная ситуация. Грузинского президента Михаила Саакашвили варваризацией отношений не напугаешь, он их вообще поддерживать не мастак, и по-настоящему тесные связи налаживает только со спонсорами своего режима. Потому от него в любой момент можно ожидать активных военных действий против бывших автономий, Абхазии и Южной Осетии. И, к сожалению, по этому вопросу позиции Москвы и Вашингтона различаются кардинально. Штаты даже не утруждают себя утаиванием того факта, что Мишико поставлен ими на царство с одной единственной целью - постоянно раздражать Россию и организовывать близ ее границ как можно более скандальные провокации.
По теме: Грузия переходит все границы.
Для грузинского лидера сознательная ориентация на конфликт является основой выживания - причем не только в амплуа политика. Именно поэтому спокойствие в регионе совершенно точно не сможет воцариться до его ухода из власти. Тем более что за океаном он все ещё пользуется поддержкой. Правда, благосклонность США является как силой, так и слабостью Саакашвили. Ведь в любой момент он может стать разменной картой в руках Вашингтона, который ради получения сиюминутной выгоды вполне может "сбросить" своего кавказского джокера как обычную шестёрку.