И добавил: «Пусть никто не надеется, что я еще раз досрочно подам в отставку, как в 2007 году». Так Саакашвили отвечал на один из вопросов населения в прямом эфире Общественного телевидения Грузии.
Это выступление, состоявшееся 23 января, было приурочено к годовщине инаугурации после победы на выборах 5 января прошлого года. В спецпроекте "Президент Грузии отвечает на вопросы народа" приняли участие журналистов еще двух телекомпаний - "Рустави-2" и "Имеди". Предусматривались вопросы от жителей разных регионов, представителей интеллигенции и журналистов, как в студии, так и за ее пределами.
Саакашвили подчеркнул, что население страны в данный момент волнуют вопросы социального характера, последствия всемирного экономического кризиса. А с этим, как считает Михаил Николаевич, может справиться только он и его команда. Ведь благодаря их усилиям, отметил он, в период кризиса Грузия сохраняет стабильность финансово-банковской системы «Наша команда - очень хорошая команда, потому что она не изменила своим главным принципам. А главное - это отсутствие коррупции. Все, кто был коррумпированным в нашей команде, отправлены в отставку или наказаны. Никто не скажет, что наша команда не служит интересам народа, что мы не защищаем суверенитет и территориальную целостность страны», - вещал Саакашвили.
Правда, он так и не дал ясного ответа - есть в стране кризис или нет. Говорил в основном о достижениях грузинской экономики: «Удалось сохранить стабильность финансово-банковской системы и предотвратить обвал курса национальной валюты - лари», «Будут созданы новые рабочие места»...
Стало быть, причин для его досрочного ухода - просто напросто не существует. "Президент Соединенных Штатов Америки (Джордж Буш. - И.П.) был намного менее популярным, однако никому не приходила в голову идея его отставки", - таков был один из «неотразимых доводов», которые привел Саакашвили.
И сделал, на всякий случай, следующее признание, касающееся его заявления «Нью-Йорк Таймс» о том, что он на месте грузинской оппозиции сверг бы нынешнее правительство за три месяца: «Во-первых, я сказал иначе, я не говорил, что сверг бы правительство, я говорил, что создал бы правительству проблемы. Во-вторых, я просто пошутил».
Между тем, радикальная часть грузинской оппозиции намерена дать бой властям уже весной и все же добиться досрочной отставки президента. Внеочередные президентские и парламентские выборы - это тот единственный пункт, по которому разрозненные ряды оппозиционеров смогли договориться.
Но как при этом действовать дальше? Какую избрать стратегию, какие предпочесть тактические методы? Единых подходов тут по-прежнему не выработано.
Михаил Николаевич, которого все чаще даже его западные покровители обвиняют в авториторизме, даже съязвил: «В оппозиции объявлен тендер на лидера. У них есть политические амбиции, но нет лидера. Уверяю вас, что лидеров будет гораздо больше, чем политических партий». В чем другом, а тут Михаил Николаевич не преувеличивает.
Именно хроническая «недоговоренноспособность» противников существующего режима больше всего настораживает общество. На прошлогодних президентских выборах оппоненты так и не смогли выдвинуть единого кандидата. А претендентов было аж 13.
Сейчас в Грузии почти два десятка оппозиционных партий, которые не могут понять друг друга даже в решении не очень значительных и куда более простых вопросов. Скажем, «Движение «За единую Грузию!» призывает к митингам и уличным акциям протеста. Его поддерживает и остальная так называемая Объединенная оппозиция, в которую еще входят «Национальный форум», «Свобода», «Мы сами», Консервативная партия, «Путь Грузии», «Партия народа». А вот республиканцы - тяжеловесы, вступившие в альянс с «Новыми правыми», намерены пока испробовать конституционные методы отставки президента и высшего законодательного органа страны. Лейбористы отдают предпочтение импичменту. И этот процесс, ими уже инициированный, будет доведен до конца, уверяет секретарь по идеологии партии Каха Дзагания.
Новые лидеры, которые считаются главными конкурентами Саакашвили, - экс-спикер Нино Бурджанадзе, возглавляющая ныне «Демократическое движение - Единая Грузия", экс-посол Грузии в ООН Ираклий Аласания, который пока не создал своей партии, экс-премьер Зураб Ногаидели, руководитель "Движения за справедливую Грузию" - все еще не определились, будут ли участвовать в весенних акциях протеста. Заявляя, что подобные мероприятия должны быть тщательно подготовлены, надо все обдумать. В результате общество не спешит поддерживать оппонентов президента, которого мало кто любит.
Политолог Рамаз Сакварелидзе предположил в интервью агентству «Кавказ-пресс», что грузинская оппозиция вряд ли сможет объединиться даже в случае назначения внеочередных выборов. А без этого большая часть голосов достанется ставленникам властей.
Между тем, выступление Саакашвили по телевидению, не скрывавшего иронии по отношению к своим политическим противникам, заметно катализировало их настроения. Но вновь эти партии отпор дали разрозненный.
Альянс "Республиканцы - Новые правые" организовал акцию протеста перед зданием «Первого канала» с требованием организовать открытые дебаты.
Лидера партии «Демократическое движение - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе более всего возмутило заявление президента, что "ни один из бывших единомышленников не уходил с поста по своей воле. Все они были освобождены с должности". Видимо, не без сарказма резюмирует Нино Анзоровна в публикации ИА «GHN», президент забыл Конституцию и не помнит, что пусть он даже и глава государства, но не имеет права снять с должности председателя парламента.
И далее: "Комментировать заявление президента надоедает. Он сам не может разобраться, когда лжет и когда он адекватен. В одном выступлении делает так много противоречивых заявлений!.. "
С острой критикой после телевизионного общения президента с народом выступили, и тоже каждый сам по себе, Ираклий Аласания и Зураб Ногаидели. Первый в итоге опять призвал Саакашвили к отставке, а второй высказал убежденность, что его выступление было ни чем иным, как... "Михаил Саакашвили не желает проведения досрочных выборов, - напомнил Ногаидели, - однако понимает, что политическая и социальная ситуация в Грузии резко обострится уже в ближайшие недели и ему придется назначить выборы. А потому уже начал свою предвыборную кампанию". Кстати, такого же мнения придерживается и большинство грузинских политологов.
Ирина Пташковская