В ладу с собой

Уничтожить Сирию: миссия выполнима?

Гражданская война в Сирии - часть пошаговой международной стратегии по дестабилизации САР. Но сводить причины гражданской войны к проискам Америки, значит искажать реальные факты. Почему сирийцы уходят к оппозиционерам? Пойдет ли оппозиция на контакт с властями? Какова роль Саудовской Аравии и Израиля? Об этом GTimes рассказал сирийский общественный деятель, доктор Али Салим Асад

Один из пунктов "плана Кофи Аннана" по Сирии - диалог сирийского правительства с оппозицией. Состоится ли когда-нибудь этот диалог?

Внутренняя оппозиция в Сирии в целом готова пойти на контакт. Внешняя - нет. Она непримирима. Более того, оппозиционеры из-за рубежа абсолютно не самостоятельны в принятии решений. Они сейчас смотрят на развитие ситуации в Сирии и ждут, когда им будет подан сигнал: идти на контакт с властями или нет. Те люди, кого на Западе называют гордым словом "оппозиционеры", по своей инициативе ни на какие контакты не пойдут. Но при этом будут жаловаться, что режим Башара Асада игнорирует их требования. Требования, которые они сами никогда не предъявляли.

Есть ли у кого-нибудь из сирийских оппозиционеров шанс возглавить Сирию в случае ухода Башара Асада?

Ни у кого из сирийских оппозиционеров сейчас нет реальных шансов на власть. В Сирии их имена известны мало или практически неизвестны, держатся они благодаря помощи из-за рубежа. Если кто-то из граждан Сирии примыкает к какому-то лагерю оппозиционеров, то не из-за искренней симпатии к ним, а из чувства растерянности. На Западе прекрасно знают, кто такие сирийские оппозиционеры. Каждый из них просвечен насквозь западными спецслужбами. Поэтому Запад специально никого не выдвигает на пост лидера "Сирии без Башара Асада". Западу это не надо, и у сирийских оппозиционеров нет такой задачи - взять власть и укрепиться в ней. Задача сирийских оппозиционеров другая. Они должны любым путем свергнуть Башара Асада. Вот и все. Никто из них реально ничего от этого не получит. Они будут потом драться между собой за куски эфемерной власти. В это время в стране будут анархия, хаос и гражданская война. Последняя в Сирии уже идет, но почему-то на Западе этого факта стараются не видеть. Вместо поддержки Башар Асад получает от международного сообщества обвинения в военных преступлениях.

Уничтожить Сирию: миссия выполнима?. Али Салим Асад
Али Салим Асад

Как Вы расцениваете роль Турции в нынешней сирийской ситуации?

Турция нагло лезет в жизнь Сирии. Сирийских мятежников, вроде Галиуна, встречают в Анкаре как дорогих гостей. Это факт. Но сирийскому народу важно донести до России другое. А именно: в Сирии идет настоящая гражданская война. Террористы убивают женщин и детей, потом "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия" выдают этих убитых женщин и детей за жертв действий правительственных войск. Это, впрочем, известно. За кадром остается другое: внутренняя жизнь самой Сирии после проведения реформ.

Я Вам скажу также следующее. Реальную поддержку для сирийской оппозиции оказали в свое время не США и не Турция. Эту поддержку оказали силовые структуры самой Сирии. Как себя вели сирийские силовики во время выступлений в Хомсе, Дераа, Хаме? Сколько было незаконно арестованных людей? Сколько людей было арестовано без суда и следствия, а потом пропало без вести? Полицейские и военные выполняли свой долг. Это они делали правильно. Но при этом они были должны контролировать свои действия и правильно их координировать. После того как факты незаконных арестов были обнародованы, сирийские силовые структуры должны были чистосердечно объясниться перед сирийским народом. Этого, увы, не произошло. Сирийцев заставили смириться с тем, что незаконных арестов в стране не было. Такое молчание было встречено "на ура" сирийскими мятежниками, настоящими врагами Сирии.

Как складывается жизнь в Сирии после проведения реформ?

Самой главной реформой была реформа сирийской Конституции. Я считаю, что реформированный вариант Конституции не подходит для нынешней жизни. Проект основного закона вырабатывался не для многонационального сирийского народа. Он делался по пожеланиям и соображениям западных дирижеров и заказчиков. Например, отменили статью об особой роли партии БААС. Получилось, что все экстремистские группировки Сирии, которые, как правило, заграничного происхождения, получили легитимный статус, а БААС и подобные партии - нет. На настоящий день только руководящая роль БААС могла бы вывести страну из хаоса. Другой пример - проблемы национальных меньшинств. В нынешней сирийской Конституции нет реального отражения прав наций, составляющих сирийский народ, Зато в этом проекте очень много места отведено религиозным вопросам. По воле создателей Конституции, светская Сирия времен Хафиза и Башара Асадов должна превратиться фактически в исламское государство. Сегодня в Сирии 27 тысяч школ. На эти 27 тысяч школ приходится более десяти тысяч мечетей. Сирийцам внушается, что такого количества мечетей мало. Их должно быть больше, чем школ. При этом на пятничную молитву в Сирии приходит одна треть всего сирийского народа. По замыслу тех, кто хочет превратить Сирию в исламское государство, все сирийцы должны регулярно ходить в мечеть. Хорошо, а куда деваться христианам? И еще: если будут строить мечети, то обязательно будут закрывать школы. Сирийские дети лишатся возможности получать светское образование. Куда им деваться потом? Будут ходить в эти мечети. Еще вопрос, что за имамы будут сидеть в этих мечетях. Не стоит долго думать, чтобы понять: этих имамов пришлют монархии Персидского залива.

Как среди сирийцев появились салафиты?

Кризис 2008 года привел Сирию к тому, что очень многие сирийцы были вынуждены работать как гастарбайтеры за рубежом. В основном поток трудовой миграции хлынул в нефтяные монархии Персидского залива, Саудовскую Аравию и Катар. Платили там сирийцам за их труд немного. Зато вовсю накачивали ваххабитской идеологией. После того как волна кризиса спала, новообращенные ваххабиты стали возвращаться в Сирию. После введения экономических санкций против Сирии волна эмиграции возросла. Поток идет туда же, в Саудовскую Аравию и Катар. Самое худшее произойдет, если Западу удастся ликвидировать режим президента Башара Асада. Некогда светская и веротерпимая Сирия окажется под властью непримиримых ваххабитов.

Израиль заявил, что он заинтересован в том, чтобы Башар Асад остался у власти. Каковы реальные цели израильского руководства в Сирии?

Израиль не вмешивается в сирийские дела. Но это не значит, что он абсолютно нейтрален. Израильское руководство напрямую заинтересовано в свержении Башара Асада. А зачем Израилю вмешиваться куда-либо, если Асада можно легко свергнуть чужими руками? Сирийская армия на настоящий момент - единственная армия, которая может противостоять Израилю. У Сирии и Израиля есть общая граница. Следовательно, Израиль напрямую заинтересован в уничтожении сирийской армии и общей дестабилизации в Сирии. Говоря о дестабилизации, мы подразумеваем уничтожение. Уничтожение Сирии.