В ладу с собой

Личная война Реджепа Эрдогана

Турецкая военная элита со времен первых младотурок была самостоятельной политической силой, носителем идей кемализма. Военные руководили практически всей политической жизнью страны. В 1997 году военная элита Турции организовала процесс по делу исламских фундаменталистов. Один из обвиняемых, тогдашний мэр Стамбула Реджеп Эрдоган, был приговорен к году тюрьмы. Сейчас он расправляется со своими обидчиками и параллельно меняет в Турции всю расстановку сил.

8 мая по Турции прокатилась волна арестов и обысков. Полицию интересовала военная элита страны. Полицейские действовали в девяти турецких провинциях, где проживали турецкие военные. Было арестовано 11 человек. Среди них - действующий маршал турецкой авиации и пять дивизионных генералов. Пять остальных арестованных - высшие офицеры в отставке. Все задержанные отправились по особому этапу в тюрьмы Анкары.

Майская волна репрессий против военных стала четвертой по счету. Предыдущая прошла в апреле месяце этого года. Во второй декаде апреля прокуратура Анкары выдала ордера на арест нескольких высокопоставленных военных и бывшего обвинителя чрезвычайного трибунала Турции, суда государственной безопасности. В рамках рейда были арестованы бывший замначальника турецкого Генштаба Чевик Бир, четверо генералов и отставной прокурор Нух Юксел.

Арестованных объединяла общая черта - активное участие в важных политических событиях, произошедших в Турции 15 лет назад. Все они входили в Совет национальной безопасности Турции (СНБ). 28 февраля 97 года СНБ объявил войну исламскому фундаментализму в Турции. В ходе принятых мер было отправлено в отставку первое в истории страны происламское правительство во главе с Неджметтином Эрбаканом - родоначальником "политического ислама" и духовным учителем нынешнего турецкого премьера Реджепа Эрдогана. Военная верхушка страны сделала все возможное, чтобы нелюбимые ими исламисты подольше не смогли оправиться от удара. Эрбакан был отстранен от политики, помещен под надзор полиции, а в 2004 году посажен в тюрьму. В 2008 году Эрбакана амнистировали. Отец "политического ислама" умер от сердечного приступа в 2011 году. День смерти поразительно совпал с 14-летней годовщиной переворота 1997 года.

Читайте также Революция в Турции:процесс идет

Реджеп Эрдоган, духовный последователь Эрбакана, в 1997 году был мэром Стамбула. Эрдогана "подловили" на публичном прочтении им собственного стихотворения, где были слова "мечети - наши казармы, куполы - наши шлемы, минареты - штыки". Мэру Стамбула инкриминировали межнациональную рознь. В качестве "отягчающего обстоятельства" Эрдогану припомнили преследования общины стамбульских алавитов, в частности разрушение их молельного дома. В совокупности эти деяния обошлись Эрдогану в год тюрьмы, из которого он отсидел четыре месяца. Главным наказанием была не тюрьма, а пожизненное отстранение от политики. По турецким законам, судимые граждане не могут участвовать в политической жизни страны.

Эрдоган вернулся в политику в 2002 году, благодаря... американскому вторжению в Ирак. Сначала возглавляемая им Партия справедливости и развития (ПСР) сформировала в 2001 году правительство во главе со ставленником Эрдогана Абдуллой Гюлем. Правительство Гюля поддержало операцию США в Ираке. На курдский север этой страны был отправлен турецкий воинский контингент. В это же время исламистам удалось добиться изменения турецкого законодательства и аннулирования судимостей всех обвиняемых по "делу 28 февраля". В этом партию Эрдогана поддержала администрация Джорджа Буша-младшего. Американцам была нужна турецкая армия в Ираке, и ради этого они были готовы пойти на любую уступку турецким властям. Одновременно с этим в самой Турции начались процессы над военными.

Первой ласточкой стал процесс по делу "Эргенекона" - тайной националистической организации, которой управляли высокопоставленные военные. Помимо людей в погонах, туда входил и ряд общественных деятелей, включая известных писателей и университетских профессоров. В идеологии ПСР "Эргенекон" видел главную угрозу принципам Ататюрка. Заговорщики именовали себя "единственной искренней силой, которая защищает кемализм". Они не скрывали того, что планируют в стране очередной военный переворот. Как утверждают турецкие СМИ, "Эргенекон" причастен к большинству крупных терактов, произошедших в Турции с 2005 по 2008 год, включая убийство известного турецко-армянского журналиста Гранта Динка. Но кемалисты подверглись репрессиям не за это убийство (кстати, совершенное с попустительства самого кабинета Эрдогана). На ряде процессов 2007 года "эргенеконовцев" обвиняли главным образом в заговорах против правительства. В качестве отягчающего обстоятельства фигурировали организация кемалистами переворота 28 февраля 1997 года и уголовное преследование турецких исламистов. Процесс по делу "Эргенекона" продолжается в Турции до сих пор.

Читайте также Армянская депортация со смертельным исходом

В 2010 году в Турции начался еще один процесс по делу военных, получивший название "процесс "Кувалда". Как сообщили потом спецслужбы страны, в 2003 году группа высокопоставленных военных разработала план насильственного свержения правительства Эрдогана. Первыми лицами заговора стали замглавы Генштаба Эргин Сайгун, главком ВВС Турции Ибрагим Фиртина, главком ВМС адмирал Озден Орнек, а также адмиралы Ахмет Фейяз Огутчу и Лютфи Санкар. Как утверждало следствие, "заговор опутал все вооруженные силы Турции". План переворота получил название Balyoz (Кувалда). По материалам следствия, "Кувалда" предусматривала "создание в стране атмосферы страха и хаоса", в частности - организации терактов. Параллельно с терактами, по Турции была должна прокатиться серия громких политических убийств. В качестве кульминации планировался военный конфликт с Грецией. Как утверждало обвинение, истребитель ВВС Турции должен был вторгнуться в греческое воздушное пространство, завязать бой с противником и погибнуть. Все это стало бы прологом к военному конфликту. В нужный момент армия собиралась организовать масштабные гражданские акции с требованием отстранения ПСР от власти как неспособной справиться с ситуацией и передать всю полноту власти военным. Как и в случае с "Эргенеконом", следствие по делу "Кувалды" продолжается в Турции до сих пор. Главными фигурантами обоих дел проходит военная элита страны.

Даже на первый взгляд видно, что процессы "Эргенекон" и "Кувалда" похожи как братья-близнецы. Эрдоган и не скрывал, что сводит с военными счеты. Однако у ПСР есть все основания подозревать людей в погонах. Турецкая военная элита еще со времен первых младотурок была основной властью в стране. Военные управляли жизнью страны, назначали и смещали правительства. Такая схема показала свою жизнеспособность в 1908 году, когда масонская организация "Единение и прогресс" свергла султана Абдул-Хамида и захватила власть. Во главе страны встали министр внутренних дел Талаат-паша, военный министр Энвер-паша и военно-морской министр Джемаль-паша. Этот триумвират устроил в Турции геноцид армян. После Ататюрка ситуация в стране не изменилась. Военная элита Турции была главным носителем идей кемализма, соответственно, военные имели право на чрезвычайное вмешательство в политические процессы этой страны, вплоть до свержения "неугодных" кабинетов. Реджеп Эрдоган перехватывает у военных инициативу и начинает репрессии против них. Меры Эрдогана похожи на меры его политических противников.