В ладу с собой

Иранские курды на политической обочине

Вопрос самоопределения в пятимиллионной курдской общине Ирана стоит веками. СМИ и исследователи стараются не заострять внимания на этой теме. ЦРУ и "Моссад" рассматривают иранских курдов как потенциальную "пятую колонну". Сами иранские курды лишний раз не любят акцентировать на себе внимание, боясь подставить под удар Иран. О курдах ИРИ с GTimes беседовал Станислав Иванов, эксперт-востоковед ИМЭМО РАН.

- Почему тема иранских курдов поднимается в СМИ не так активно, как тема курдов Турции или Ирака?

- Эта тема достаточно закрыта, нигде не фигурирует. В Иране считают, что иранские курды - это сначала граждане Ирана, а потом уже курды. В России тему нынешнего положения иранских курдов не поднимают по определенным причинам. У России и Ирана - очень хорошие дружеские отношения. Обострять и портить их из-за курдского этнического меньшинства - крайне нецелесообразно.

- Насколько сильно стремление к суверенитету у иранских курдов?

- Курдское свободолюбие росло в Иране и на Ближнем Востоке в течение многих сотен лет. Сейчас многие курды ИРИ, как и другие курды, вдохновлены идеей самостоятельного государства. Нынешние иранские курды как могут добиваются для себя экономической и культурной автономии в рамках ИРИ. Но рамки унитарного государства и то положение, в котором оказался Иран, делают эту автономию невозможной. У иранских курдов нет своей этнической автономии. Они - иранцы, граждане Ирана. Так же как и азербайджанцы, армяне, евреи и другие народы Ирана. Аятоллы не делят граждан по национальному признаку, так как в Иране все нации равны. С точки зрения прав и свобод, курды Ирана, по сравнению с иракскими или турецкими курдами, находятся не в лучшем положении.

- Чем жизнь курдских граждан Ирана отличается от жизни тех же иранских азербайджанцев?

- Курды Ирана живут в провинциях Илам, Курдистан, Западный Азербайджан, Северный Хорасан. До исламской революции курдские районы Ирана считались самыми экономически отсталыми районами. Потом жизнь в этих районах несколько улучшилась, но в целом места проживания курдов в Иране считаются глубокой периферией с нестабильными настроениями. Курдов Ирана не притесняют так, как это делалось недавно в Турции или в асадовской Сирии, где у них даже не было паспортов. Иранским курдам никто не мешает участвовать в политической жизни Ирана. При этом из курдской среды ИРИ не вышло ни одного видного политического деятеля. Чего нельзя сказать об иранских азербайджанцах, давших Ирану не один десяток известных политиков, в том числе нынешнего верховного аятоллу Сейеда Али Хаменеи.

Читайте также Курды против Башара Асада

- Как разыгрывают курдскую карту в Иране противники режима аятолл?

- Курдскую карту в Иране разыгрывали все сверхдержавы. Сейчас ее активно разыгрывают США и «Моссад». Израиль давно использует курдов как камень за пазухой, который он при любом удобном случае кидает в Иран. В Иране есть такое объединение, как "Партия свободной жизни" (PJAK). Иранская разведка установила, что финансирование PJAK идет по линии "Моссада". Боевики PJAK в прошлом году отметились в Иране терактами и вооруженными нападениями на иранское военные части. На их счету только в прошлом году было несколько десятков иранских военнослужащих, включая многих офицеров Корпуса стражей исламской революции. КСИР был вынужден проводить против PJAK контртеррористические операции. Часть боевиков PJAK бежала потом в Иракский Курдистан, где их преследовали иранские подразделения, из-за чего даже возникла напряженность на границе Ирана и Иракского Курдистана.

PJAK - это часть того экстремистского крыла РПК, которой не нравится, что очень многие курды той же Турции поддерживают правящую Партию справедливости и развития. Эти экстремисты не борются уже ни за какие права и свободы, это обыкновенные бандиты. Они убивают мирных граждан, полицейских, военных. Причем убивают не только офицеров, но и солдат-срочников, мальчиков, которым по 18-19 лет. Иранские курдские радикалы мало чем отличаются от турецких. Стоит сказать, что боевики PJAK в Иране и Турции получают немалый доход от наркоторговли, контрабанды и другого криминала. Пути финансирования идут через границу между Ираном, Ираком и Турцией, которая весьма похожа на условную афганско-пакистанскую границу. Иранские курды относятся к боевикам PJAK как к бандитам.

- Есть ли какие-то пути выхода из этой ситуации?

- Если всем курдам на Ближнем Востоке дать права в полном объеме, то сразу встанет вопрос о пересмотре границ. Ни Турция, ни Сирия, ни Иран на это не пойдут. В Сирии и Иране курдский вопрос решается просто: его нет. Курды Ирана и Сирии живут на обочине общественной и политической жизни. У них нет ни движений, ни партий, ни своих видных политиков. Конечно, в таких условиях обязательно рождаются некие "горячие головы", которые потом устраивают теракты. А в целом беда курдского национал-освободительного движения в отсутствии единого центра. У курдов даже нет своего единого литературного языка.

Проблем у курдов гораздо больше, чем у палестинцев, и эти проблемы тянутся с незапамятных времен. Сначала со времен Арабского халифата, шахской Персии, потом Османской империи и так далее. После Первой мировой войны державы - победительницы в очередной раз перекроили Ближний Восток, и курды снова остались без своего национального образования.

Читайте также От кого зависит Курдистан?

Проблемы иранских курдов - это проблемы всего миллионного курдского народа, выделять их из общего контекста нецелесообразно. Есть риск, что педалирование этой проблемы вызовет очередную волну международного давления на Иран - союзника России. Да и сами курды спасибо точно не скажут.