В ладу с собой

Власти добиваются индульгенции

Как сообщает грузинская радиостанция «Коммерсант», министр финансов Каха Баиндурашвили заявил журналистам, что из резервного фонда правительства телеканалу Патриархии «Единодушие» решено выделить 300 тысяч лари (около 130 тысяч долларов). Эта сумма будет распределена по усмотрению руководства на необходимые нужды. Кстати, на том же заседании кабинет министров выделил тоже из резервного фонда 200 тысяч лари (около 80 тысяч долларов) для работ по реконструкции кафедрального собора Пресвятой Богородицы в Поти.

В связи с докатившимся до Грузии кризисом, наличие которого президент то признает, то отрицает, объявлен режим строжайшей экономии. Поэтому выделение средств Патриархии удивляет. Почему такая щедрость? Не связана ли она с попыткой, как говорят, накинуть платок на роток грузинских СМИ по причине слухов о притеснении властями самого Патриарха?

Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II находится сейчас на лечении в Германии. Однако ряд грузинских СМИ считает, что настоящей причиной отъезда главы грузинской церкви послужили его разногласия с Михаилом Саакашвили. Патриархия эту информацию не подтвердила. Но оппозиция начала раскручивать версию конфликта.

Так, лейбористы заявили, что накануне рождества имел место беспрецендентный случай: на входе в кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси охрана президента подвергла унизительному досмотру членов высшего Синода грузинской православной церкви и самого Католикоса-Патриарха. Затем подлил масла в огонь лидер партии «Вперед Грузия» Темур Шашиашвили. В беседе с корреспондентом грузинской газеты «Алиа» он выразил уверенность в том, что срыв визита Илии II в Москву на интронизацию нового Патриарха России произошел по вине руководства Грузии. Что пагубно сказалось на здоровье Илии II.

Действительно, болезнь Католикоса-Патриарха удивительно совпала с днем интронизации российского Патриарха Кирилла. В тот же день в Москве проводился съезд грузин России. Илия II не скрывал, что посетит его тоже. Там, кстати, ждали и президента России Дмитрия Медведева. Грузинские власти реагировали на съезд грузин России как бык на красную тряпку. Официозные СМИ назвали это мероприятие антипатриотичным. Тех же, кто не поехал на съезд в Москву Саакашвили назвал героями. Но главу грузинской церкви власти не могли обвинить в антипатриотизме. Ситуация разрешилась сама собой - Католикос-Патриарх тяжело заболел. Удобное совпадение...

Между тем сын первого президента Грузии, лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа заявил ИА «Медианьюс», что власти преднамеренно «вытеснили» Илию II за пределы страны, дабы отдалить его от паствы, поскольку недовольны занятой им позицией. Ведь ни для кого не секрет, что именно Илия II положил начало диалогу между Россией и Грузией после августовских событий. Приехав в декабре в Москву, чтобы проводить в последний путь Алексия II, он встретился с российским президентом. По возвращении в Тбилиси, Католикос-Патриарх призвал власти наладить диалог с Москвой.

Поскольку обвинения оппозиции в адрес властей реальных подтверждений пока не имеют, корреспондент GeorgiaTimes попросил прокомментировать ситуацию независимого эксперта Гию Хухашвили. Наш собеседник отметил: «Ситуация вокруг болезни Патриарха, его влияния на политику обросла слухами и версиями. Здесь, мягко говоря, лукавят и власть, и оппозиция».

Эксперт подтвердил, что влияние Илии II на общество, действительно, нервирует правительство. Президента раздражает, что единственным общенациональным лидером в стране является не он, а патриарх. Для властей в этом заключаются определенные риски. Мол, если Илия II выступит с открытой критикой в их адрес, то это повлияет на расклад сил. Однако, Хухашвили исключает возможность прямого давления на Патриарха, о котором заявляет оппозиция. «По крайней мере, я бы хотел думать, что до такого наши власти не дошли», - говорит он. Выделение средств из резервного фонда на нужды Патриархии эксперт приветствует. Но делает одну важную оговорку: «Намерения правительства не столь благородны, как оно желает представить. Власть хочет таким образом лишь добиться симпатий верующих».

Ирина Пташковская