Москва ищет пути для продления мандата миссии ОБСЕ в Южной Осетии в соответствии с изменившейся геополитической обстановкой в регионе. Об этом 10 апреля сообщил официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко.
«Принципы работы ОБСЕ на местах зафиксированы в Хартии европейской безопасности, принятой в 1999 году на саммите в Стамбуле, - цитирует Нестеренко ИА ОСинформ. - Там четко прописано, что оказание помощи ОБСЕ осуществляется по согласованию с принимающим государством. Практика полевой работы этой организации показывает, что статусный вопрос не является препятствием для открытия ее миссий. Например, такие миссии работают и в Белграде, и в Косово». По словам Нестеренко, ОБСЕ в силах повлиять и на «качество демократии» в Грузии, а основной акцент должен быть сделан на недопущении рецидива августовских событий.
Таким образом, российская сторона демонстрирует крайнюю заинтересованность в присутствии миссии на территории республики. При этом Нестеренко подчеркивает, что позиция Москвы основывается исключительно на международно-правовых обязательствах, которые «отражены в соответствующих внутренних правовых актах». «В их основе лежит факт признания Россией независимости Южной Осетии», - подчеркнул Нестеренко.
Со своим коллегой солидарен и замглавы МИД Григорий Карасин. «Российская Федерация выступает за то, чтобы работа ОБСЕ и других международных организаций осуществлялась в полном соответствии с новыми политико-правовыми реалиями в регионе, и готова к конструктивным переговорам по мандатам полевых присутствий ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии», - цитирует РИА Новости. Это заявление Карасин сделал по итогам встречи с послами Великобритании, США, Франции и Германии в Москве. По мнению российского дипломата, возможность достижения взаимоприемлемого решения по этим вопросам очевидна и «зависит от гибкости и непредвзятости подходов». «Выходу на компромисс препятствует неконструктивная позиция ряда стран, не готовых реалистично подойти к нынешней ситуации в регионе, стремящихся подменить политическим маневрированием насущные проблемы укрепления безопасности в регионе», - считает Карасин.
Напомним, в конце марта российская сторона предложила свой проект пролонгации мандата миссии ОБСЕ на Южном Кавказе. «Мы выступали за организацию мониторинговой работы ОБСЕ по обеим сторонам границы в целях формирования более объективной картины происходящих событий в грузино-югоосетинском приграничье, - цитировал Карасина ИТАР-ТАСС.- Но Грузия при активной поддержке западных стран-участниц ОБСЕ по явно политизированным мотивам отвергла наши компромиссные предложения».
Теперь российский МИД отнюдь не случайно ставит организации в пример ее полевую деятельность в Косово и Белграде. Да, Косово на Балканах признал весь Евросоюз, а Россия и многие другие страны - нет. Так чем же та ситуация отличается от ситуации на Южном Кавказе? Подобная практика двойных стандартов, на которую указывает МИД России, еще раз подтверждает: вопрос о миссии ОБСЕ в Южной Осетии крайне политизирован.
Отметим, 10 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров по телефону беседовал с действующим председателем ОБСЕ Дорой Бакоянни. Как сообщает пресс-служба российского внешнеполитического ведомства, стороны обсудили подготовку ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности, которая пройдет в июле, а также обменялись мнениями о перспективах полевой деятельности ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии.
Резонно предположить, что ни Лавров, ни Бакоянни не собираются откладывать «южнокавказское дело» в долгий ящик. Остается прийти к компромиссу с Грузией, которая, упирая на тезис территориальной целостности, загоняет в тупик обсуждение проблем безопасности в регионе. Более того, если статусный вопрос, как сказал Нестеренко, не является ключевым, то что тогда мешает самой ОБСЕ разработать новый, учитывающий пожелания всех сторон мандат? К слову, времени до истечения полномочий организации в Грузии остается всего ничего - 3 месяца.
Как сказал Андрей Нестеренко, консультации по продлению мандата наблюдателей ОБСЕ, «включая параметры мониторинговой операции на грузино-югоосетинской границе», сейчас полным ходом идут и в штаб-квартире организации в Вене. «Мы позитивно оцениваем усилия греческого председательства ОБСЕ по поиску развязок», - заключил он. А значит, надежда на положительный исход все-таки есть.
Артем Горбунов