В ладу с собой

Апрельский тупик грузинского бизнеса

Теперь глава ICC ведет бурную переписку с грузинскими бизнесменами, в открытом режиме отвечает на их обвинения. У Фади Асли началось свое противостояние с частью грузинской политической и бизнес-элиты. Все началось с казалось бы безобидного обращения ливанского бизнесмена к оппозиции незадолго до начала акций протеста. Фади Асли предупреждал, что бессрочные акции протеста опасны для экономики. Потенциальные инвесторы могут отказаться от сотрудничества с Грузией.

Оппозиционеры не замедлили с ответом. Так, лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе заявил, что Фади Асли и некоторые грузинские бизнесмены выполняют задание властей. «Проходящие в Тбилиси акции протеста мешают им в ведении бизнеса. Неудобно, когда Фади Асли заявляет, что его бизнесу создаются помехи. Как мы знаем, Фади Асли в течение лет зарабатывал деньги у грузинского народа продажей куриных ляжек. Проблемой является не акция протеста перед парламентом, а внутренняя, внешняя и полицейская политика Мерабишвили и Саакашвили», - негодовал Гамкрелидзе на митинге 11 апреля.

Открытое письмо Фади Асли, а также грузинским и иностранным бизнесменам направил 13 апреля экс-министр экономики, а ныне эксперт в этой области Ладо Папава. По словам Папава, за стабильность в стране в первую очередь отвечает власть. «Если бы в обществе не было массовых протестных настроений, оппозиция не смогла бы вывести на улицы тысячи людей. То, что акции протеста вредят экономике, это известно всем, но бизнесмены ошиблись адресатом - вам надо было обратиться к властям, необдуманная политика которых вывели людей на улицы» - считает эксперт.

Казалось, на этом можно бы поставить точку. В конце концов, внутриполитические проблемы - дело тех, кто живет в этой стране и грузинские предприниматели сами во всем разберутся: и в условиях ведения бизнеса, и в том, что им отстаивать. Однако Грузия не была бы Грузией, если бы дух противоречия не распространялся как вирус гриппа. Фади Асли решил взять реванш и ответил грузинским бизнесменам и политикам. Как передает «Бизнес Грузия» , глава ICC обратился со специальным заявлением к Давиду Гамкрелидзе. В нем Фади Асли утверждает, что ряд заявлений оппозиции был сделан в угрожающем тоне. Досталось от Фади Асли и Ладо Папава. Ливанский бизнесмен, выразив ему личное уважение, заявил, что поскольку Папава является оппозиционером, то его мнение, как эксперта, нельзя брать в расчет. При этом Фади Асли хвалит решения властей, а действия оппозиции, начиная с ноябрьских акций 2007 года и заканчивая акциями протеста 9 апреля, называет «недружественными» по отношению к бизнесу.

Немудрено, что 13 апреля одной из главных тем митинга стало именно это письмо Фади Асли. Представитель Республиканской партии» Тина Хидашели обратилась к Фади Асли с трибуны: «Наверное, удивительно, что в эти дни Фади Асли выходит и от лица мирового бизнеса говорит грузинскому народу о том, что оказывается на границе стоят инвесторы, и мы им мешаем в осуществлении инвестиций. Для того, чтобы у тебя было право так говорить с народом и призывать кого-то к действию или бездействию, нужно было сказать свое слово во время определенных событий, например, тогда, когда терроризировали бизнес, выгоняли людей, живущих на улице Табукашвили, из собственных домов, на предприятии Кибара Халваши оставляли людей без работы».

Удивительно, но Фади Асли опять не остался в долгу. 14 марта газета «Алия» опубликовала его ответ оппозиции: «Террор бизнеса имел место в 2004-2005 годах, когда Ираклий Окруашвили был в правительстве. Тогда происходили театральные аресты бизнесменов. Многие люди, которые в то время сидели в правительстве, сегодня представляют оппозиционное крыло. Они видели тогда, как происходил террор бизнеса». Он заявил, что согласен со многими требованиями оппозиции, которые являются легитимными, «но не согласен с требованием об отставке президента». Асли также признается в симпатиях ко многим представителям оппозиции и думает, что некоторые из них вполне могли бы управлять страной. Кого он имел в виду - не уточнил.

Да, Асли несколько смягчил позиции. Однако на поверхности остается вопрос: корректны ли вообще в сложившейся ситуации какие-либо комментарии от представителя американской торговой палаты? И не в праве ли жители Грузии, ее бизнесмены сами решать чего они хотят? Большинство же грузин хочет стабильности и боится безработицы. Пока ни власти, ни оппозиция, ни зарубежные бизнесмены, которые рвутся поучаствовать в неспокойной жизни Грузии, не представили внятной программы как этого добиться.

Ирина Пташковская