Мужчина и женщина

ООН: тест на объективность

«Если ООН будет учитывать изменившуюся ситуацию, и будет как-то приближаться к пониманию реальности, тогда наше участие в дискуссии в Женеве будет продолжаться, - цитирует Сергея Шамбу РИА Новости. - В докладе генсека ООН должны найти отражение предложения абхазской стороны, плюс - Абхазия не должна значиться как часть Грузии, а миссия ООН - не должна называться «Миссией ООН по наблюдению в Грузии».

Доклад Пан Ги Муна увидит свет 15 мая, он должен стать отправной точкой для переработки мандата ООН на Южном Кавказе. Как известно, в феврале Сухум согласился на его техническое продление до 15 июня, поскольку представители ООН дали обещание провести необходимую работу над новой версией мандата в соответствии с нынешней геополитической ситуацией на Южном Кавказе, а также соответственно изменить название миссии. «Учитывая перспективы согласования нового мандата с учетом наших пожеланий и замечаний, основанных на новых, изменившихся политических реалиях, Абхазия дает согласие на продление Миссии ООН, в соответствии с согласованным проектом резолюции Совбеза», - говорил тогда Сергей Шамба. В свою очередь постпред России при ООН Виталий Чуркин сообщил, что в тексте соответствующей резолюции не содержалось «никаких упоминаний о территориальной целостности Грузии».

Таким образом, февральская позиция ООН вселяла определенную надежду, связанную с продолжением работы наблюдателей этой организации в Абхазии. Уже через 10 дней станет ясно, сохранился ли в Нью-Йорке тот политически корректный настрой, или ООН встанет в ряд с ОБСЕ и ЕС, которые, руководствуясь своекорыстными целями, упрямо продвигают на Южном Кавказе интересы Тбилиси.

К слову, в соответствии с графиком ротации в алфавитном порядке, в мае председательствующей страной в Совете Безопасности ООН является Россия, что может содействовать объективному настрою в дискуссиях по вопросу продления мандата миссии в молодой республике. Правда, как заявил директор политического департамента МИД Зураб Качкачишвили, Грузия не ждет «дополнительных осложнений» в связи с российским председательством. «Россия сможет влиять на процедурные вопросы, но принципиально расклад сил в Совбезе это не изменит», - передает «Новости-Грузия».

Собственно говоря, никто и не надеется на «новый расклад сил» в Организации Объединенных Наций. Для Сухума сейчас важно, чтобы ООН сдержал свои обещания и разговаривал с Абхазией на равных. Отсюда и вполне обоснованные требования, прозвучавшие из уст Шамбы. В самом деле, какой смысл в женевских переговорах, если к Абхазии и к Южной Осетии будут относиться, как к «грузинским анклавам»? В этом случае показательна ситуация с ОБСЕ и ЕС. Единственное, чего они добились, потеряв свой авторитет в глазах Сухума и Цхинвала, - это офисов в Тбилиси. На сим их полномочия и закончились. ООН, несмотря на все трудности, сумела пока сохранить лицо в глазах абхазов, во многом благодаря взвешенной позиции и умению обходить острые углы.

«Пока что мы видим, что в женевском формате наши пожелания реализуются хоть не сразу, но постепенно, - не так давно цитировал Сергея Шамбу «Кавказский Узел». - Посмотрим, какова будет реализация наших главных предложений. Принятие нового мандата миссии ООН будет своего рода тестом на то, как меняется отношение к нам».

Недоброжелатели скажут: мол, Сухум сейчас ведет себя как капризный ребенок - навязывает условия, ставит ультиматумы. И будут глубоко неправы. Во-первых, абхазы на законных правах отстаивают свою государственность, а во-вторых, рассчитывают на то, что женевские консультации могут со временем стать частью нового мандата ООН.

Женевский процесс со временем все больше обрастает политическими интригами, нежели реальными достижениями. Да, на последнем раунде был достигнут первый успех - одобрен механизм «О предотвращении инцидентов». Если бы этого не произошло, то, возможно, проведение пятого раунда никто бы сейчас и не рассматривал.

Зачастую источником проблем являются сами сопредседатели дискуссий в Женеве. Так, встреча Мореля, Вербеке и Христопулоса с представителем президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Борисом Чочиевым 5 мая может и не состояться из-за нелепого упорства уважаемых гостей Цхинвала. Как сообщает ИТАР-ТАСС, делегация вновь намеревается попасть в Южную Осетию со стороны Тбилиси, намекая тем самым на непризнание отделения Южной Осетии от Грузии. А ведь в апреле тот же Чочиев предупреждал: если к следующим переговорам не будет согласован вопрос деятельности ОБСЕ в республике, сопредседатели смогут прибыть в Цхинвал только с севера.

С тех пор в ОБСЕ не сказали ничего принципиально нового, но Морель и компания снова рассчитывают въехать в Южную Осетию из Грузии. Остается непонятным, с какой целью сопредседатели демонстрируют такое поразительное упрямство в болезненном для Цхинвала вопросе? Не затем ли, чтобы потом обвинить Южную Осетию в попытке срыва женевских переговоров?

В любом случае, у ООН, ОБСЕ и ЕС еще есть время и возможность, чтобы доказать свою состоятельность в регионе. Причем не только в Женеве.