Мужчина и женщина

Свои и чужие. Быть ли миру?

Президент Саакашвили в это день участвовал в нескольких мероприятиях. Он открыл мемориал воинам, погибшим в августе 2008 года, затем отправился в одну из тбилисских школ, дабы рассказать молодому поколению о происходящем в стране. Бравыми обещаниями и многозначительными заявлениями Михаил Николаевич дал понять, что в отставку уходить не собирается, даже если оппозиционерами заполнятся все стадионы страны. «Митингуют недовольные, что их уволили с работы», - объяснил он школьникам. В завершение дня он заложил в Батуми камень в навигационную башню под названием «Факел Свободы», заверив собравшихся, что это будет самое высокое здание Европы.

В Тбилиси же разгоралось пламя революции. Митингующие в течение трех часов блокировали железную дорогу. Они пригрозили, что сегодня же отправятся пикетировать аэропорт. Протестующие отметили, что их акции носят сугубо мирный характер. А во внутреннем дворе парламента ночью начал строиться спецназ. От повторения событий 2007 года Бог миловал. Ночью в Тбилиси начался ливень. Промокшие оппозиционеры разблокировали железнодорожные пути на тбилисском вокзале.

О намерениях оппозиции пикетировать железнодорожные магистрали и аэропорт объявила накануне глава партии «За единую Грузию» Эка Беселия. Эксперты опасаются, что ситуация в столице может выйти из-под контроля. Беспокойство усиливает то, что все призывы к примирению лишь усиливают волну радикализма. Информагентство GHN сообщает, вчера тысячи участников акции, собравшиеся перед парламентом Грузии, требовали от оппозиции решительных действий. В одном из писем, переданных лидерам оппозиции, участники митинга требовали занять здание телевидения.

Оппозиционные деятели Нино Бурджанадзе и Давид Гамкрелидзе призвали участников митинга к ответственности, и обратились с призывом подчиниться плану оппозиции ради достижения общей цели. Леван Гачечиладзе в свою очередь заявил: «Мы не будем никуда врываться и брать штурмом какие-либо здания. Если бы мы хотели это сделать, то не раз сделали бы». Но, как рассказывают очевидцы, выступления организаторов протестных акций прерывались выкриками из толпы: «Зачем тогда вообще сюда пришли, если никто не собирается предпринимать конкретных действий?» Манифестанты остались недовольными обращением Католикоса Всея Грузии Илии Второго, вновь призвавшего стороны к диалогу. «Зачем надо было идти к Патриарху, чтобы услышать его призыв к примирению с властями?» - негодовали многие.

В собор Святой троицы, куда митингующие отправились за советом к Патриарху, пришли мэр Тбилиси Гиги Угулава и другие представители власти. Это вызвало протест собравшихся. Представитель «Альянса за Грузию» Ираклий Батиашвили расценил явление властных мужей как провокацию. Эмоции бушевали. Когда, в ходе литургии, Гиги Угулава вышел из собора и встал рядом с народом, известные актриса и режиссер Нинели Чанкветадзе и Кети Долидзе в знак протеста ушли оттуда с возгласами, что им нечего делать рядом с убийцами. Провожали Угулава выкриками и улюлюканьем.

Недовольны оппозиционеры остались и литургией, проведенной Илией Вторым. «Я хочу сказать, что это очень сложный вопрос. Будто бы у нас стало правилом: и первый, и второй президент были отправлены в отставку. Вы знаете, что принесли нам эти отставки, - цитируют слова Патриарха грузинские СМИ. - Сейчас надо выслушать друг друга». Илия Второй продолжил: «У нас не должно быть так: этот является членом одной партии и поэтому он наш, а тот - член другой партии и поэтому он чужой. Мы - одна нация и нам нужно единство». По его словам, сегодня народу свойственна гордыня, что является грехом.

Но протестующие хотели услышать от духовного наставника другое. А поскольку людям свойственно выдавать желаемое за действительное, нынешний неформальный народный лидер певец Уцноби (Георгий Гачечиладзе) заявил, что власти Грузии оказали давление на Патриарха Илию Второго, не позволив ему сделать заявление, с которым он собирался выступить перед народом.

Оппозиционные деятели сделали свои выводы из слов Патриарха. Так, лидер «Демократического движения - Единой Грузии» Нино Бурджанадзе заявила: никто и не ждал, что «Патриарх сказал бы нам - идите и свергните Мишу (Михаила Саакашвили). Этого Патриарх не сказал бы». Она подчеркнула, что акции протеста переходят в активную фазу.

Эксперт Ираклий Сесиашвили прокомментировал разгоревшиеся споры вокруг литургии Патриарха так: «Святейший сказал то, что посчитал нужным и мы должны его послушаться».

В истории Грузии подобное уже было. Вспомнить хотя бы кровавый апрель 1989 года. В жертву независимости были тогда принесены 16 школьниц, погибших в толпе. И вот спустя годы правозащитница Нана Какабадзе заявила, что можно было бы обойтись и без жертв, если бы тогда народ последовал призыву Патриарха - пойти помолиться. Но тогда политики решили по-другому и пролилась кровь. «Все-таки политики не любят признавать свои ошибки», - сказала она во время круглого стола «9 апреля: уроки из прошлого».

По ее словам, 9 апреля был горьким опытом, который никогда не повторится. Сегодня приходится задаться вопросом: и впрямь ли не повторится, научились ли на ошибках прошлых лет?

Фото: Reuters