«Россия представляет собой постоянную угрозу для моей страны», - сказал Вашадзе во время выступления в вашингтонском центре Карнеги. Эмиссар Тбилиси отметил, что Россия, имея возможность способствовать международной безопасности, тратит усилия, нападая на «маленького соседа». Он также заявил, что Россия на протяжении многих лет в своем стремлении к гегемонии в регионе, в том числе энергетической, пренебрегает нормами международного права.
Интересно, к кому взывает господин Вашадзе. Официальные лица в Вашингтоне уже выразили свою поддержку режиму Саакашвили. Как известно, первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг во время беседы с Григолом Вашадзе обнадежил президента Саакашвили: Америка его сдавать пока не намерена. Больше того, недавно Тбилиси получил от Вашингтона 20 миллионов долларов на укрепление полиции. Это недвусмысленный намек оппозиции протестовать в рамках закона. Что она, собственно говоря, и делает.
В последнее время протестная волна пошла на убыль. И этот факт оппозиция вынуждена признать. Один из наиболее ярых оппонентов Михаила Николозовича лидер партии «Движение за справедливую Грузию», экс-премьер Зураб Ногаидели считает, что режим Михаила Саакашвили еще достаточно крепок, а оппозиция не достаточно сильна для того, чтобы смена власти произошла в ближайшее время.
«Я с самого начала понимал, что в обществе пока нет достаточного заряда для того, чтобы все переросло в действие. Режим Саакашвили еще не достаточно слаб. И оппозиция, и каждый оппозиционер еще не достаточно сильны для того, чтобы смена режима произошла прямо сейчас, сегодня, вчера или осенью, или весной», - заявил Ногаидели.
Казалось бы, зачем беспокоиться грузинскому президенту и его соратнику Григолу Вашадзе, зачем раздувать очередной миф о «российской угрозе». Ведь «пятидневную войну» в августе прошлого года спровоцировал никто иной, как главком Саакашвили, отдавший преступный приказ стереть с лица земли Цхинвал.
Россия была просто вынуждена прийти на помощь жителям Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, а также своим миротворцам, которые стали живой мишенью для грузинской армии. Интересно, как в подобном случае поступили бы в Пентагоне? Наверняка, американский ответ стороне, посягнувшей на жизнь американских граждан и военнослужащих, был бы куда более жестким, чем действия русской армии в ходе операции по принуждению Грузии к миру.
Не случайно во время пафосной речи господина Вашадзе в центре Карнеги американский дипломат, бывший генконсул США в Санкт-Петербурге Джон Эванс заметил, что многим американцам поведение России во время событий в Грузии в августе прошлого года видится несколько в ином, менее мрачном, ключе, чем это описывает Вашадзе.
Но тбилисского эмиссара переубедить невозможно. «Я не думаю, что описанная мной картина является такой уж крайностью», - ответил Вашадзе на просьбу Эванса дать «менее официальную» характеристику грузино-российским отношениям.
Обвинения в адрес России в том, что она якобы препятствовала прямым переговорам между грузинскими властями, абхазами и осетинами, прозвучавшие из уст Григола Вашадзе, смехотворны. Москва до последнего момента пыталась оставаться посредником между Тбилиси с одной стороны и Сухумом и Цхинвалом с другой. И только вероломное нападение грузинской армии на безоружную столицу Южной Осетии, совершенное в день открытия Олимпийских игр, когда войнам на земле нет места, только массовое уничтожение мирного населения Цхинвала и убийство российских солдат из миротворческого батальона, вынудили президента Медведева отдать приказ о начале операции по принуждению Грузии к миру.
Интересно, что спустя год после этих трагических событий в Пентагоне заинтересовались тактическими подробностями этой операции. Как сообщила газета «Нью-Йорк таймс», Пентагон внимательно изучил детали грузино-российской войны 2008 года, а также последнюю войну Израиля в Ливане в 2006 году, когда группа террористов «Хезболла» выставляла оружие на основе высоких технологий. «Пентагон - пишет газета, - перейдет на новую стратегию планирования войны, в которой будет впервые учтен тот факт, что в будущем военные конфликты станут представлять собой запутанную смесь обычных сражений на заранее известных позициях с кампаниями против «невидимых» повстанцев и террористов.
Эта перемена стратегического планирования призвана обеспечить подготовку вооруженных сил к отражению разнообразных угроз, в том числе хакерских атак, попыток вывести из строя спутниковые навигационные системы, высокоточных ракетных ударов, подрывов машин на шоссе, а также пропагандистских кампаний в телеэфире и Интернете».
«Пентагон рассмотрел применение традиционной военной мощи на примере операции России по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года, когда использовались танки, парашютисты-десантники, а военным кораблям наносился вред с помощью компьютерных сетей», - сообщает издание. Сложно сказать, что Пентагон имеет в виду в данном случае. «Сомнительно, чтобы грузинские военные корабли были столь компьютеризированы, что кибератаки могли принести им вред. А вот беспрецедентный по дерзости рейд российских десантников в Поти, положивший конец грузинскому ВМФ как роду войск, действительно стоит самого пристального изучения», - заключает «Нью-Йорк таймс».
Зачем американским военным понадобилось изучать опыт российской армии в операции по принуждению Грузии к миру, гадать не станем. Понятно, что в возможность новой войны России против маленькой Грузии мало кто в Америке, как и в самой Грузии, поверит.
Но для Саакашвилии и его команды мифическая «российская угроза» - единственная возможность для оправдания модернизации и укрепления своих вооруженных сил. Тбилиси жаждет реванша и, похоже, уроки «пятидневной войны» никто там так и не усвоил.