Мужчина и женщина

Миссии ушли, но обещали вернуться

Обсуждая в МИД Грузии обстоятельства завершения миссии ООН, представители этой организации не могли не поговорить и о перспективах «продолжения деятельности специализированных агентств ООН, в том числе на оккупированных территориях (так в Грузии называют Южную Осетию и Абхазию - ред.)». Отчет департамента прессы и информации МИД Грузии о встрече замглавы ведомства Александра Налбандова и директора отделения Европы и Латинской Америки департамента ООН по миротворческим операциям Дэвида Харланда был очень краток. «Стороны согласились с тем, что в будущем продолжат работу над указанными вопросами, координируя свои действия», - говорилось в сообщении.

К 15 июля около 500 военных наблюдателей и работников полицейского компонента миссии ООН должны покинуть регион, так как Россия наложила вето на проект резолюции о техническом продлении мандата миссии. В это же время из новых кавказских республик ретируются наблюдатели ОБСЕ, поскольку эта организация также не смогла предложить устраивающий всех участников августовского конфликта новый мандат миссии на Кавказе.

Но, судя по вчерашней встрече в МИД Грузии, и грузины, и европейцы будут искать лазейки, которые позволят им вернуть око международного мониторинга в регион. Впрочем, в Грузии пока остаются 200 наблюдателей от Евросоюза. Представители бывшей страны-председателя ЕС - Чехии, действующего председателя - Швеции и Еврокомиссии собираются в ближайшее время навестить Грузию, а также Абхазию и Южную Осетию. «Мы очень сожалеем, что Россия отказала в продлении миссии ООН и ОБСЕ, там до сих пор присутствует миссия ЕС, и мы продолжим обсуждение, как мы будем продолжать работать и что мы можем сделать. В рамках «тройки» мы скоро посетим этот район и посмотрим, что мы сможем сделать», - заявил в Москве посол Швеции Томас Бертельман, передает РИА Новости.

Россия также надеется на то, что международные организации все-таки пересмотрят свой подход и будут настроены не на защиту «территориальной целостности» Грузии, а на сохранение мира на Кавказе. По итогам состоявшегося 1 июля шестого раунда переговоров в Женеве, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин уже выражал тревогу в связи с уходом международным наблюдателей и надежду на их возвращение. Сегодня МИД России сделал по этому поводу специальное заявление: «Мы были искренне заинтересованы в том, чтобы наблюдатели ООН продолжили там работу. Для этого необходимо было компромиссное статусно нейтральное решение, как и предлагала Россия».

Кроме того, ООН забраковала идеи РФ по режиму безопасности вдоль грузино-абхазской границы. Как отмечает МИД, там предусматривалось создание трех зон: безопасности на 6 километров по обе стороны границы, ограничения вооружений на 18 километров и безопасности на море. «Однако нашими западными партнерами такой подход, к сожалению, принят не был», - констатирует внешнеполитическое ведомство России.

«14 июня они, отказавшись от принятия предложенного Россией прагматичного решения, высказались за новое «техническое» продление устаревшего мандата Миссии ООН. Однако при этом они вновь включили в проект такого решения ссылку на резолюцию 1808 от 15 апреля 2008 года, подтверждавшую территориальную целостность Грузии. С таким подходом Россия согласиться не могла. В результате решения о продлении ооновского присутствия в этой части Закавказья не было принято, и Миссия ООН сворачивает свою деятельность», - отмечает российский МИД.

В Грузии, естественно, вину в сворачивании миссий возлагают на Россию. Сегодня грузинский МИД обнародовал ответное заявление. Он не согласен, что «в Вене и Нью-Йорке на консультациях о продлении мандата миссиях ОБСЕ и ООН, Россия проявляла конструктивность и гибкость». На взгляд официального Тбилиси, «консолидированному желанию международного сообщества - сохранить миссий международных организаций в Грузии - противостояла непоколебимая позиция России, которая выразилась в блокировании продолжения работы указанных миссией».

При этом грузинское внешнеполитическое ведомство заявляет, что «логика действий России за последние месяцы объясняется целью оправдать одностороннее признание оккупированных регионов Грузии (так грузинские пропагандисты продолжают именовать Абхазию и Южную Осетию - ред.)». МИД Грузии также выдвигает свою версию о том, что Россия хочет «убрать свидетелей милитаризации оккупированных регионов Грузии, этнической чистки и массовых нарушений прав человека».

Однако Грузия ведь тоже не уступила ни шагу, чтобы оставить международных наблюдателей. Так что, может быть, это Тбилиси не заинтересован в том, чтобы на границе с Абхазией появилась полоса безопасности? Не случайно, МИД РФ, обращаясь к европейским дипломатам, особо подчеркнул, что проблема признания или непризнания независимости Абхазии и Южной Осетии не должна причинять вред проживающим там людям. «Главное - чтобы простые люди не были заложниками политических разногласий», - говорится в сегодняшнем заявлении МИД России.

Российские дипломаты с сожалением отмечают, что гуманитарные вопросы оказались для ООН и ОБСЕ менее важными, чем «политические и идеологизированные формулировки», за которые цепляется официальный Тбилиси.