Мужчина и женщина

Забота об образовании или пиар-акция?

По случаю принятого решения Гугули Маградзе даже провела пресс-конференцию. На этот шаг, сказала она, ее побудила инициатива президента Грузии назначать представителей грузинской оппозиции на должности заместителей министров, сообщает GHN. Маградзе намерена подать свое заявление в канцелярию президента вместе с автобиографией. «У меня есть большой опыт научно-педагогической деятельности. Я работала как в Грузии, так и зарубежом. Теперь я жду ответа от президента», - заявила Маградзе.

«Если мое предложение не будет принято властями, это только докажет, что инициатива Саакашвили была обычной пиар-кампанией», - отметила лидер «Партии женщин». В какой-то мере само решение Маградзе является пиар-кампанией. Поскольку нет сомнения, что перед приездом заместителя вице-президента США Джозефа Байдена оппозиция намерена продемонстрировать нежелание властей выполнять обещания.

Ведь лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили так и не дождалась своего назначения пост заместителя министра МВД. Хотя приветствовал ее инициативу сам президент. Он заявил, что «с удовольствием поддерживает» готовность экс-министра иностранных дел Грузии занять пост заместителя министра внутренних дел. Буквально день спустя, после того как Саломэ Зурабишвили пообещала разобраться с делами политзаключенных и арестами оппозиционеров, парламентарии дали задний ход.

Они настоятельно советовали Зурабишвили, которая, между прочим, некогда возглавляла МИД Грузии, стать серьезнее, дабы стать достойной должности заместителя главы МВД. Правящее большинство заявило: «Если госпожа Зурабишвили будет днем ходить в министерство, а по вечерам на митинги, и будет способствовать еще большему напряжению ситуации, естественно, что мы откажем ей. Но если она возьмет на себя ответственность за нормальную работу в министерстве, в этом случае, наше предложение остается в силе». В итоге обещанного поста Зурабишвили так и не получила. Михаил Николаевич тоже не стал извиняться за то, что нарушил свое слово.

С учетом того, что в Грузии скандалы уже стали традицией, а количество обвинений зашкаливает, эта история подзабылась. Тем временем, в связи с приездом в Грузию вице-президента США Джо Байдена, пресса муссирует слухи о намерении властей вести реальный диалог с оппозицией. Так считает лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания.

Однако не все оппозиционеры готовы действовать по указке властей. Один из главных оппонентов Саакашвили - лидер «Демократического движения - Единой Грузии» Нино Бурджанадзе даже после деловой поездки в Европу и США вряд ли согласится на это. В рядах тех, кого называют радикалами и Саломэ Зурабишвили, и, судя по всему, Гугули Маградзе. При нынешней власти они уже были на вторых ролях, но ушли в оппозицию. У них путь один: идти ва-банк или потерять все.

Бурджанадзе вместе с Саакашвили делала «революцию роз», дважды исполняла обязанности и.о. президента и ушла с поста спикера парламента. Зурабишвили возглавляла МИД страны и подписала историческое соглашение о выводе российских баз с территории Грузии.

Гугули Маградзе была некогда влиятельной фигурой в парламенте. Пресса сообщала о близости Маградзе к семье президента. Ее приход в оппозицию стал неожиданностью. Маградзе одной из первых - сразу после разгона митинга в ноябре 2007 года - покинула пропрезидентское «Единое национальное движение» и отважилась на противостояние с властью. Правда, потом создала собственную партию. Он резких заявлений она, как правило, воздерживалась. Вместе с традиционалистами и партией «Свобода», которую возглавляет Константин Гамсахурдиа выступала с инициативой создания Народного собрания, которое должно было стать альтернативой парламенту.

Несмотря на трехмесячное противостояние, законы принимает не Народное собрание, а парламент, где большинство принадлежит правящему «Единому национальному движению». Пока ни одна инициатива оппозиции так и не осуществилась. Молчит правящее большинство и по поводу назначения Маградзе на пост заместителя министра. На своей пресс-конференции Маградзе не огласила свою оппозиционно-альтернативную программу в сфере образования. Зурабишвили хотя бы говорила об освобождении политзаключенных. Намерения Маградзе неизвестны. Впрочем, как полагают аналитики, именно из-за отсутствия четкой программы, оппозиция и теряет очки.

А дел в сфере образования - непочатый край. Долгое время это ведомство возглавлял Каха Ломая, занявший ныне пост спецпредставителя Грузии в ООН. В Тбилиси считают, что он имеет большое влияние на команду Саакашвили. В смутные времена он был исполнительным директором фонда Сороса. Новое руководство высоко оценило его заслуги перед «революцией роз», назначив министром образования.

За послереволюционные годы образование, как и в России, с трудом перетаскивали на рельсы западного образца. Многие грузинские вузы лишились своих зданий, преподаватели - работы. Нынешний министр образования и науки Грузии Ника Гварамия на своем посту - меньше года, и пока не проявил себя. Он лишь продолжает начатые предшественником реформы. Международные организации дают им высокую оценку.

Патриоты Грузии оценивают их весьма негативно. «Сфера образования в Грузии бессистемна. Пока команда, которая руководит Минобразованием, занимается так называемыми реформами в образовательных учреждениях, в сфере образования подвижек не будет. Тем более, что в управленческом аппарате государства явные проблемы с квалификацией и профессионализмом», - заявляют они. Дело дошло до того, что на днях депутат Гия Цагареишвили просит президента Грузии выдать педагогам отпускные.

Решат ли оппозиционеры проблемы в сфере образования? Вряд ли. Ведь в стране так много проблем политических. И нынешний демарш оппозиции - скорее вызов власти: кто кого перепиарит.