Несколько дней назад Сергей Багапш в эфире радио «Эхо Москвы» решительно растоптал грузинские мечты по восстановлению территориальной целостности. «Не будет никогда больше Абхазия в составе Грузии», - заявил он. Выстраивать с Тбилиси «нормальные человеческие добрососедские отношения» Сухум согласен только тогда, когда Грузия «поймет, что возврата к старому больше нет и не будет».
Если кто-то в Грузии и питал надежды на возможность договориться с Багапшем по-хорошему, то теперь Сергей Васильевич для грузинских политиков абсолютно бесперспективен. Вероятно, поэтому после назначения даты президентских выборов в Абхазии грузинские журналисты и политологи развернули кампанию по дискредитации лидера республики и его окружения.
На азербайджанском сайте 1news.az появилась публикация тбилисского корреспондента о том, что Багапшем якобы очень недовольны представителей абхазской диаспоры Турции. В частности, их не устраивает двустороннее соглашение между Абхазией и Россией о совместной охране государственной границы Абхазии. По сведениям неназванных источников, диаспора направила письменный протест в адрес президента Багапша и секретаря Совета безопасности Станислава Лакобы. И даже приводится текст письма. «Нас беспокоит, что предпринимаемые шаги во имя поддержки отношений с Россией на должном уровне бросают тень на борьбу абхазского народа за независимость и выхолащивают суть понятия независимости», - отмечают авторы послания, потомки абхазских мохаджиров, предки которых в начале двадцатого столетия бежали в Турцию. Как отмечает 1news.az, мнение этих людей в Абхазии «часто становится решающим», тем более во время выборов.
Другой «компромат» на абхазские власти выпустил в свет вице-спикер парламента Грузии Паата Давитая. «Русские недовольны Багапшем», - заявил она на прошлой неделе телекомпании «Рустави-2». А потом добавил, что кого бы абхазы не избрали следующим президентом, уже согласована кандидатура на пост премьер-министра. Им, утверждает грузинский парламентарий, станет русский по национальности депутат Госдумы Владимир Колесников, брат-близнец советника президента Абхазии Виктора Колесникова. Братья родились в Гудауте и периодически уже принимали участие в политической жизни республики. Сам Владимир Ильич отрицает возможность нового назначения, но слух о нем безусловно сыграет на руку тем, кто хочет вызвать у абхазов неприязнь к руководству республики.
Третья сенсация начавшейся предвыборной гонки: откровения грузинских политологов о том, что абхазские политики - по национальности бог весть кто, а их сепаратизм имеет армянские корни. Как заявил 1news.az Вахтанг Маисая, министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба на самом деле потомок бежавших на побережье Черного моря кабардинцев. А докторскую диссертацию он защищал в 1998 году в Ереванском институте археологии. Возглавляемое им с 1990 года движение «Айдгылара», по данным Маисая, финансировалась местной армянской диаспорой.
Другой пример - глава Комитета по межпарламентским и внешним связям абхазского парламента Гурам Гумба, также учившийся в Ереване и якобы завербованный КГБ, как утверждает Маисая, «большой друг карабахских сепаратистов». «На последней инаугурации т.н. президента Карабаха он ездил в Ханкенди вместе с вице-спикером «парламента» Абхазии Альбертом Овсепяном», - отмечает эксперт. «Те сепаратистские тенденции, которые тогда (в 90-х годах - ред.) начинали развиваться, именно разрабатывались в армянских академических кругах... Сначала ситуация накалилась в Нагорном Карабахе, а потом уже в Южной Осетии и Абхазии», - заявил грузинский политолог, найдя полное понимание у азербайджанских журналистов.
Сергей Шамба не заявлял, по крайней мере, пока о намерении баллотироваться на пост президента Абхазии. Однако Вахтанг Маисая уже решил это за него, отметив, что главу МИДа поддержит армянское население республики. «Естественно, Ереван заинтересован развивать проход к черноморскому побережью. Это является главной движущей силой геополитики Армении», - пояснил он.
Успех Шамбе в случае выдвижения пророчит и специалист по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. В интервью «Резонанси» он заявил, что у министра - наилучшие шансы из всех кандидатов, в то время как Багапш «находится меж двух огней». «Несмотря на то, что с его именем связано получение независимости, ему приходится идти на непопулярные шаги, что вызывает недовольство в обществе. Это - передача России практически всего и защита российских интересов в Абхазии», - отметил эксперт. По его словам, «абхазы хотят, чтобы русские защищали и отстаивали их интересы в международных организациях, жить за счет российских финансов, но ничего Москве не хотят уступать». Президент же вынужден лавировать между такими настроениями в обществе и давлением со стороны России. А Шамба в это время находится в тени.
Возможно, такую благосклонность в Тбилиси Сергей Шамба заслужил своим недавним заявлением о том, что «не хочет оставаться наедине с Россией». Эту формулировку министр использовал, когда сетовал на отсутствие зарубежных инвестиций, но грузинская и западная пресса предпочла интерпретировать это в более широком контексте.
Однако не исключен вариант, что Багапш пойдет «в связке» с Шамбой как кандидаты на пост президента и вице-президента. Тут уж Тбилиси растеряется, на кого «молиться».
Есть и другие претенденты на пост президента. Это недавно ушедший в отставку вице-президент Рауль Хаджимба, на прошлых выборах поддерживаемый Кремлем, и бизнесмен, председатель оппозиционной партии Экономического развития Абхазии (ЭРА) Беслан Бутба. Первый пока лишь тихо критикует власти за коррупцию, но не объявляет о желании участвовать в президентской гонке. А второй уже, по сути, начал избирательную кампанию, открыто выступая против решений нынешнего руководства республики. И уже оказался замешан в скандале, похожем на «черный пиар». Во время поездки в Гали был арестован ехавший с ним родственник, член партии ЭРА Вальмер Бутба. У ветерана войны за независимость обнаружили два автомата и пистолет. Следствие выясняет предназначение этого оружия, а Беслан Бутба уже заявил о репрессиях со стороны абхазских властей.
Хотя внутренняя оппозиция - признак здорового демократического государства, внешняя оппозиция берет на вооружение любую критику на тех, кто добился независимости Абхазии, и раздувает ее до уровня компромата, желая спровоцировать скандал. С этим явлением, увы, придется считаться всем участникам президентской гонки и жить, как врачам, под лозунгом «не навреди» суверенитету молодой республики.