Мужчина и женщина

Дипломатический скандал для американского «ястреба»

Все началось с того, что Грузия отказала во въезде двум российским дипломатам, которые направлялись для работы в секцию посольства Швейцарии в Тбилиси, представляющей интересы России, сообщает «Интерфакс». «У грузинской стороны возникли подозрения, что два российских дипломата, направлявшиеся в Грузию в порядке ротации, могли иметь отношение к российским спецслужбам», - заявила секретарь Совета национальной безопасности Грузии Эка Ткешелашвили.

Позже со слов неназванного источника в МИД России стало известно, что дипломатический скандал разгорелся отнюдь не 21 июля, то есть в день, когда о нем стало известно, а три месяца назад. Более того, после отказа грузинских властей во въезде дипломатов их России, Москва ответила симметрично - отозвала двух грузинских дипломатов. При этом обе стороны договорились не предавать огласке это событие, не делать на этом пиар, пишет газета «ВЗГЛЯД».

Что же касается ответа российской стороны, то на Смоленской площади уверены - такие меры были необходимы. «Обычно в таких случаях, если причина не имеет под собой логики, дипломатического объяснения, то, как правило, предпринимаются адекватные шаги с тем, чтобы выдерживался нормальный дипломатический паритет, - цитирует ИТАР-ТАСС официального представителя МИД России Андрея Нестеренко. - Работа секции интересов России в Грузии и аналогичной грузинской секции в Москве предполагает ротацию кадров, и на этот счет есть соответствующие договоренности».

Как отметил замглавы МИД России Григорий Карасин, грузинские власти решили обнародовать информацию к приезду в Тбилиси вице-президента США Джозефа Байдена. «Грузинская сторона неумело пытается использовать тему шпиономании, чтобы показать высокопоставленным визитерам издалека свою «смелость» и «решительность», - считает российский дипломат. - Этим и обусловлены подобные публикации». Дело в том, что с визитом представителя новой администрации Белого Дома в Тбилиси связывают особые надежды, поскольку трактуют его как выражение поддержки Вашингтоном нынешнего антироссийского режима.

Конечно, тбилисский вояж высокопоставленного американского гостя не вполне укладывается в обнадеживающий диалог, состоявшийся не так давно между президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Однако некоторые политологи уже нашли этому объяснение. «США вынуждены диверсифицировать свою политику, - приводит «Газета» слова эксперта Центра политических технологий Татьяны Становой. - С одной стороны, у Соединенных Штатов есть устойчивая, внятная линия на «перезагрузку» отношений с Россией. С другой - есть обязательства по поддержке Грузии, и США вынуждены поддерживать эти отношения на определенном оптимистичном уровне». По ее словам, визит Байдена в Тбилиси «раздражает Москву», а Грузия, зная об этом, идет на шаги, которые могут сыграть роль провокации. «В ситуации, когда отношения между странами плохие, - это способ лишний раз подчеркнуть напряженность», - считает Становая.

Любопытно, что накануне приезда Байдена активизировался и Михаил Саакашвили. Выступая на политических дебатах в парламенте, президент в который раз назвал главным врагом Грузии Россию, передает «Новости-Грузия». При этом Михаил Николаевич заявил, что готов дружить с Москвой, но при условии вывода российских войск из Абхазии и Южной Осетии. Очевидно, Саакашвили считает, что без военной поддержки молодых республик Россией отношения с «утраченными территориями», как в Тбилиси именуют ныне суверенные Абхазию и Южную Осетию, могли бы наладиться сами собой. А напрасно.

Политические оппоненты в самой Грузии сейчас советуют президенту больше «смотреть на себя», а не пенять на других. «Мы должны воссоздать прямой диалог с абхазами и осетинами, - цитирует KM.ru лидера «Альянса за Грузию» Ираклия Аласания. - Мы должны сосредоточиться в первую очередь не на политических проблемах и статусе этих регионов, а воссоздать отношения между народами. Решать все вопросы нужно исключительно мирным путем».

Но о мире нынешний режим, похоже, даже не помышляет. И лишнее тому подтверждение - новая конфронтация с Россией. Теперь - на дипломатическом уровне.