Многие осетины, подавшие в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, потеряли в ходе тех тяжелых пяти дней своих родных и близких. Некоторые - имущество. В Страсбургском суде и Международном суде ООН в Гааге также находятся иски и некоторых неправительственных правозащитных организаций. Как сообщил ИА «Рес» министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев, работа по искам уже идет. «Республика ждет от судов признания факта военной агрессии Грузии против Южной Осетии и надеется, что лица, виновные в совершении преступлений, против мира и человечности, понесут соответствующее наказание», - отметил Джиоев.
А наказание, надо сказать, будет суровым. По данным властей Южной Осетии, в результате нападения грузинской армии погибли более полутора тысяч человек. Следственный комитет при прокуратуре России (СКП) уже документально подтвердил гибель 162 жителей республики и 48 российских военнослужащих, в том числе десяти миротворцев. Эти данные уже поступили в распоряжение главы международной комиссии по расследованию августовских событий Хайди Тальявини.
29 июля официальный представитель СКП Владимир Маркин сообщил, что потерпевшими по уголовному делу по фактам убийства российских граждан на территории Южной Осетии и геноцида признаны более пяти тысяч человек из числа гражданского населения и российских военнослужащих. «Допрошено более одной тысячи свидетелей, подтверждающих факты геноцида, - цитирует Маркина «Интерфакс». - Проведено более 900 экспертиз. Изъяты и признаны вещественными доказательствами более тридцати тысяч предметов, осмотрены жилые дома, инфраструктура». По данным Маркина, в зоне конфликта изъята документация вооруженных сил Грузии, топографические карты, планы и приказы, свидетельствующие о планах режима Саакашвили уничтожать осетинское население.
Представитель СКП также проинформировал, что Хайди Тальявини выразила желание продолжить сотрудничество и в дальнейшем, в первую очередь для того, чтобы объективно исследовать все обстоятельства августовских событий и привлечь виновных к ответственности в соответствии с нормами международного права.
Надо сказать, что в Москве швейцарскому эксперту доверяют. По мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, эксперты комиссии Тальявини достаточно объективны. «Надеюсь, комиссия обнародует честные оценки, которые в ее распоряжении, я знаю, имеются, - цитирует главу внешнеполитического ведомства «Росбалт». - Сейчас самое главное, чтобы опять в силу не вступили те же самые игроки, которые пытаются замести под ковер любой негатив, касающийся поведения грузинского руководства, и отрегулировать факты таким образом, чтобы они были не столь болезненны для Саакашвили».
К слову, на днях югоосетинский лидер Эдуард Кокойты заявил, что будет требовать проведения суда над президентом Грузии как над военным преступником, отдавшим приказ штурмовать Цхинвал. Кокойты также подчеркнул, что правоохранительными органами Южной Осетии возбуждено уголовное дело против Саакашвили «и всех тех, кто организовали агрессию против нашего народа», передает РИА Новости. «Это международно-наказуемое уголовное преступление, - считает Кокойты. - Поэтому наши правоохранительные органы работают в этом ключе, и этот вопрос с повестки дня никто не снимал. Саакашвили - преступник, который должен сидеть в тюрьме, и мы будем добиваться этого». По его словам, Михаил Саакашвили виновен в геноциде осетинского народа, поскольку «дал приказ штурмовать Цхинвал и объявил войну Южной Осетии».
С Эдуардом Кокойты солидарен и замглавы российского МИДа Григорий Карасин. «Те, кто развязал агрессию против народа Южной Осетии, должны обязательно понести заслуженное наказание, - приводит его слова «Российская Газета». - Не сомневаемся, что в любом случае Михаил Саакашвили не избежит моральной и политической ответственности».
Теперь слово не только за Хайди Тальявини, но и за уважаемыми международными судами. Сможет ли Запад быть беспристрастным при рассмотрении исков от граждан непризнанной Европой Южной Осетии? По мнению заведующего отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова, по итогам работы Гаагского и Страсбургского судов можно будет говорить о ситуации с международным арбитражем в целом. «Прошлогодняя война показала, что вопрос эффективного международного арбитража стоит очень остро, - цитирует политолога «Газета». - Те страны, которые должны были бы им заниматься, проводили эгоистическую политику, а не старались быть объективными».
Что ж, до сих пор Брюссель обвинял: Цхинвал - в сепаратизме, Москву - во вмешательстве в дела Грузии. Теперь же Западу придется ответить на кое-какие вопросы, напрямую связанные с соблюдением норм международного права. Короче говоря, самому выдержать тест на объективность.