Послание президента России Дмитрия Медведева своему украинскому коллеге Виктору Ющенко содержало ряд конкретных вопросов межгосударственных отношений. Тезисно их можно изложить в одном абзаце.
Вопросы у российской стороны вызывают: антироссийская позиция Украины в связи с грузино-югоосетинским конфликтом; курс на вступление Украины в НАТО; курс Киева на разрыв экономических связей с Россией, в первую очередь в области энергетики; линия украинского руководства на пересмотр общей истории, героизация нацистских пособников; продолжение вытеснения русского языка из общественной жизни Украины.
Все эти факты, по словам Дмитрия Медведева, заставляют российское руководство задуматься над антироссийским курсом украинского руководства и отложить приезд на Украину нового посла.
Ответ президента Украины Виктора Ющенко последовал спустя два дня и был оформлен как обращение к народу страны. В нем глава государства, фактически, впервые на высшем уровне признал факт поставок украинского оружия в Грузию, заявив, что формально это была совершенно законная операция. За словами о том, что поставки не нарушали международных норм, осталась без ответа оценка таких действий, данная президентом Медведевым: «мирных жителей и российских миротворцев в Цхинвале убивали из украинского оружия» и «те в Киеве, кто поставлял вооружения грузинской армии и, кстати, не намерен прекращать делать это и сейчас, полностью разделяют с Тбилиси ответственность за совершенные преступления».
На прямой вопрос об исторических фальсификациях и героизации нацистских пособников президент Ющенко дал весьма расплывчатый ответ, заявив, что весь украинский народ столкнулся с «попыткой лишить Украину своего взгляда на собственную историю, собственные национальные интересы, приоритеты внешней политики». Следует ли понимать президента так, что взгляд Украины на собственную историю и национальные интересы непосредственно связаны с чествованиями ветеранов дивизии СС «Галитчина» - осталось за кадром.
Еще более странным выглядел ответ на претензии России по поводу стремления к разрыву экономического сотрудничества, в частности - в сфере энергетики. «Наша страна неоднократно на практике подтверждала свою надежность как партнера в транспортировке энергоресурсов: газа, нефти и материалов для ядерной энергетики», - сообщил Виктор Ющенко.
Президент Ющенко категорически отвергает обвинения в вытеснении русского языка из общественной жизни Украины, указывая, что, напротив, «элементарные непредубежденные оценки языковой ситуации в Украине и России свидетельствуют совсем об обратных фактах. Именно в Российской Федерации украинское меньшинство практически лишено возможности реализовывать право на удовлетворение своих национально-культурных потребностей».
В сухом остатке, как отмечают эксперты, утверждения украинской стороны о собственном суверенитете, праве на ведение независимой политики, которую соседу следует уважать - будь то стремление ко вступлению в НАТО, попытки переписать историю, или поставки оружия в Грузию. Руководство Украины старательно обходит стороной тот факт, что свобода и независимость не равны хаосу и вседозволенности и что международная политика - это комплекс компромиссов, в первую очередь с соседями, что деятельность одного государства может задевать интересы другого. Если, конечно, находится не в безвоздушном пространстве.
Слабость ответного послания Ющенко отмечают, в том числе, и украинские политологи. Так, директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов заметил, что «Медведев намного предпочтительнее, потому что он предъявил конкретные претензии к украинскому руководству, а в ответ получил письмо и слова Ющенко, которые вообще не дают ответа на эти претензии».
Обращает на себя внимание, с какой скоростью послание президента Медведева своему украинскому коллеге стало фактором внутриполитической жизни на Украине. Отдельные СМИ отмечают, что оно «взорвало украинское общество». Действительно, в письме ставятся давно известные вопросы, отношение к которым неоднозначно в самом украинском обществе. Впервые они поставлены на высшем уровне, четко определив политику России в этом вопросе.
Следует полагать, что российско-украинские отношения будут отныне выстраиваться на принципиально новом уровне, основы которого задало послание президента Медведева. В этой связи, отмечают политологи, характерно назначение послом России на Украине Михаила Зурабова - «практичного человека и жесткого управленца», по словам председателя Комитета Госдумы по делам СНГ Алексея Островского.
«Зурабов показал себя практичным человеком и жестким управленцем на занимаемых ранее постах, - прокомментировал он указ о назначении посла, - а именно эти качества нужны сегодня в российско-украинских взаимоотношениях».
С ним согласен генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов: «Если говорить о назначении нового посла на Украину, то Кремль выбрал сценарий, который можно обозначить как «эффективный менеджер».
Основным тезисом послания Дмитрия Медведева украинскому президенту следует считать констатацию антироссийской политики текущего руководства страны при внешне дружественной риторике. Фактически, Украину призвали определиться, отойти от политики «дружбы с фигой в кармане».
Вопрос поставлен ребром и пока дать на него достойный ответ Украина, суда по ответу Ющенко, не в состоянии.