Мужчина и женщина

Бывший омбудсмен сделал политический выбор

Народный защитник Грузии Созар Субари уже давно позиционировал себя как защитник оппозиции. И на митинги он ходил, и задержанных из-под ареста освобождал, и с обвинительными речами в адрес власти выступал. До недавнего времени он не предавал огласке свои планы на будущее. Журналисты лишь гадали и предполагали - к какой именно партии присоединится Субари.

Перед тем, как у Субари официально истекли полномочия, ему сделали предложили вступить в свои ряды сразу две оппозиционные структуры: возглавляемая Ираклием Аласания партия «Наша Грузия - свободные демократы» и движение «Защити Грузию!» под руководством одного из лидеров оппозиции Левана Гачечиладзе. Последний вместе с братом Георгием Гачечиладзе (певцом Уцноби) в августе стал лидером этого оппозиционного движения.

О своем намерении создать общественное движение «Защити Грузию» Леван Гачечиладзе объявил еще летом. Он подчеркнул, что это будет не политическая партия, а общественное объединение, консолидирующее все общественные силы. В его состав войдут видные деятели науки, искусства и культуры, а также те, кто активно поддерживал оппозицию в ходе акций протеста, начатых 9 апреля. Пока презентации движения не состоялось. Впрочем, все еще может измениться. Поскольку вместе с Созаром Субари о своем присоединении к партии Аласания заявил также Кока Гунцадзе, который за последнее время сменил уже несколько партий.

Что касается пополнения рядов партии «Наша Грузия - свободные демократы», то, как сообщает агентство GHN, лидер партии Ираклий Аласания заявил: «Созар Субари всегда выделялся принципиальностью и был надеждой для всех тех людей, которые стали жертвами несправедливости сегодняшних властей... А Кока Гунцадзе известен, как человек, находившийся в авангарде оппозиции и нашей борьбы».

Оправдываются и другие предположения грузинских СМИ. Несколько недель назад грузинские журналисты высказывали предположение, что Субари может вступить в борьбу за пост мэра Тбилиси. Так, газета «Ахали Таоба» («Новое поколение») писала, что на пост мэра, возможно будут претендовать Ираклий Аласания. Георгий Гачечиладзе и Созар Субари.

Выбрать мэра тбилисцам придется уже в следующем году. Часть оппозиции не собирается принимать в них участие, другая часть пока не приняла по этому вопросу решения. Между тем «Альянс за Грузию», который возглавляет Ираклий Аласания, уже заявил, что представит своего кандидата. Правда, Леван Гачечиладзе пока не сделал заявления по этому поводу. Но грузинские эксперты не исключают его участия в выборах на пост мэра.

Сейчас ситуация прояснилась. Как сообщают грузинские СМИ, Аласания и Субари вовсе не будут конкурентами в борьбе за кресло главы столичного муниципалитета. Как сообщил Аласания, кандидатом в мэры Тбилиси альянс назовет его, а на должность председателя городского собрания будет назван Созар Субари. «Мы претендуем на то, чтобы стать тем политическим центром, который сможет прийти к власти на местных выборах», - отметил он. Надо полагать, что оппозиционеры вознамерились повторить политический путь самого Михаила Николаевича. Ведь до своего президентства он был председателем Сакребуло ( городского собрания). А тут сразу два оппозиционера стремятся к рулю городской власти!

Хотелось бы отметить, что Созар Субари, начиная с осени 2007 года, регулярно критиковал руководство страны. Всю нынешнюю протестную весну, Субари указывал властям на несоблюдение ими свободы слова, на ночные нападения на инакомыслящих, на применение пластиковых пуль. Накануне нового года народный защитник Грузии выступил с докладом на внеочередном заседании парламента. Сообщив, что у него имеются «прямые доказательства против многих чиновников». В числе прочих - аудиозапись совещания в кабинете главы МВД Вано Мерабишвили 4 ноября 2007 года, где «высокие политические чины планируют преступные действия против своего населения».

Журналисты ожидали, что на сегодняшней пресс-конференции Созар Субари огласит обещанный компромат. Но эти ожидания не оправдались. Существуют надежды, что какие-то данные попадут в доклад нового омбудсмена Гиоргия Тугуши, который на своей первой пресс-конференции, отметил, что доклад Народного защитника подготовлен Созаром Субари и будет представлен в парламент в октябре.

По словам Тугуши, он знаком лишь с частью результатов мониторинга в учреждениях по отбыванию наказания, которые представлены в докладе Субари. Новый омбудсмен пообещал, что подготовленный его предшественником доклад он без каких-либо изменений представит парламенту, сообщает GHN.

Представители парламентского большинства в связи с уходом Субари в оппозиционную партию заявляют, что он никогда и не был «объективным и справедливым Народным защитником, хотя его главной функцией являлись не политические заявления, а защита прав людей». Такое мнение высказал Петрэ Цискаришвили. Непарламентская же оппозиция пока не делают никаких комментариев относительно политического выбора Субари.

В свете нынешней расстановки сил не совсем понятна стратегия лидеров других оппозиционных партий. Так, бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, возглавляющая партию «Демократическое движение - Единая Грузия» обещает непримиримую борьбу и акции протеста. Примерно такие же заявления делали и экс-глава МИД, лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили, и бывший премьер, лидер партии «За справедливую Грузию» Зураб Ногаидели.

Если Ираклий Аласания и его сторонники начнут борьбу за муниципальные посты, антиправительственный накал в обществе явно пойдет по нисходящей. Часть тех, кто были некогда соратниками, а ныне являются оппонентами Саакашвили, не смогут совершить второе пришествие во власть. Ведь ниша на уровне муниципалитета будет занята менее радикальной оппозицией, к которой и относят Аласания и его сторонников.

Отметим также, что некоторые оппозиционеры считают Аласания неприемлемой фигурой на посту президента. Так, лидер лейбористов Шалва Нателашвили назвал его «Мишей 2», а лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа заявил, что в случае прихода к власти Аласания, он останется в оппозиции.

Так что политический выбор Созара Субари порадовал далеко не всех. Политическое будущее Грузии по-прежнему остается уравнением со множеством неизвестных.