На северной границе Грузии назревает новое сепаратистское движение. Осетины из 33 грузинских сел мечтают присоединиться к Северной Осетии и уже попросили предоставить им югоосетинское и российское гражданство. Их интересы защищает движение «Дарьял».
Летом этого года глава «Дарьяла» Гаирбек Салбиев встречался с руководством Южной Осетии, чем вызвал нешуточное беспокойство в Тбилиси. Общественный осетинский деятель просил не много не мало, а дать им югоосетинское гражданство, которое позволит обзавестись и российским. Президент Эдуард Кокойты помог им встретиться с нужными людьми из Москвы и обещал постараться исполнить их просьбу. Требования жителей этих сел основаны вовсе не на политике, а на самых существенных бытовых потребностях.
Как рассказал накануне Салбиев ИА «Регнум», эти села обезлюдели в последние годы из-за усилившейся конфронтации между Грузией и Россией, в результате которой прекратилось передвижение через контрольно-пропускной пункт «Верхний лаз». Надо сказать, что долгое время для жителей Казбегского района сохранялся безвизовый режим, ибо добраться до Владикавказа оттуда гораздо ближе, чем до Тбилиси или других городов Грузии. Кроме того, жители осетинских сел связаны тесными семейными узами с жителями Северной Осетии, и постоянно ездят из одной страны в другую. Но так было до 2006 года - закрытия КПП. Потом многие предпочли осесть в России, а не горных селениях, куда и электричество-то поступает с перебоями. В итоге, многие дома опустели, а после войны 2008 года были разграблены. «Полностью уничтожено село Дес. Из селения Караты кау (село Караевых) мне прислали фотографии домов с разбитыми окнами, разобранными крышами. Грузины заставляют осетин продавать дома, в случае отказа поджигают их. Полиция не принимает никаких мер против громил, она бессильна что-либо сделать. Власти Тбилиси всего этого не видят», - пожаловался глава движения «Дарьял».
По его словам, у оставшихся осетин нет возможности изменить ситуацию, и даже выборы в органы местного самоуправления фальсифицируются грузинами. «Привезли людей, которые никогда не проживали на территории сельсовета и те проголосовали как надо. В итоге местную власть возглавил грузин, кандидатуры осетин были просто вычеркнуты. Это называется демократия по-грузински, о которой господин Саакашвили рассказывает всему миру», - усмехается Салбиев.
Как утверждает Гаирбек Салбиев, многие из местных жителей Казбегского района, в том числе и грузины, до сих пор получают пенсии из ... России. «Пожилые люди едут через Баку во Владикавказ, чтобы получить все социальные выплаты. Один бедолага-грузин сидит сейчас в тюрьме. Ему дали пять лет за то, что при проверке документов показал российский паспорт. Человек перепутал документы, не сообразил достать грузинский паспорт», - рассказал Салбиев. По его словам, раньше жители существовали за счет разведения и продажи скота в Северную Осетию, а теперь дорога туда заказана.
Движение «Дарьял» уже обращалось в «Красный крест» за гуманитарной помощью, а найти управу на грузинские власти, которые ведут себя в осетинских селах Казбегского района как оккупанты, пыталось в ООН. «Мы направили специальное обращение в ООН на имя комиссара по национальным меньшинствам Курту Воллебеку. Готовим письма и в другие международные инстанции. На сегодняшний день мы не беженцы, не мигранты, но мы потеряли имущество. После августа прошлого года нет смысла иметь контакты с режимом Саакашвили», - уверен Салбиев. На кого он действительно надеется, так это на руководство Южной и Северной Осетий и России, которая уже проявила себя как защитница интересов угнетаемых национальных меньшинств. Если жители этих сел получат российское гражданство, им будет легче переходить границу, когда она наконец-то откроется.
Но заветной целью членов «Дарьяла» является присоединение нескольких ущелий к Северной или Южной Осетии. «В свое время политики советской эпохи допустили ошибку, передав Казбегский район под юрисдикцию Грузии. Теперь, спустя десятилетия, необходимо вернуть осетинские земли в состав Осетии. Мы хотим жить в своих домах и быть уверенными в завтрашнем дне», - заявляет Гаирбек Салбиев. И вот эти слова уже не могут не восприниматься в Тбилиси, как сепаратистские. Кроме того, грузины не считают притязания осетин на эти территории обоснованными.
В Кобийской котловине и Гудском и Трусовском ущельях до революции в Российской Империи проживало более 50 осетинских фамилий. По осетинской версии, они там пребывали «издревле, а потому и земля эта - исконно аланская. В Грузии распространена иная версия. По ней, в шестнадцатом-семнадцатом веках пространство между современным Владикавказом и до Степан-Цминды (старое название села Казбеги) по обе стороны Терека было населено ингушами. Коренными там были ингушские роды, чьи фамилии на грузинский лад звучали Мальсагошвили, Куштошвили, Картошвили. Якобы и название району дал дано по аулу ингуша Чопика, потомки которого потом переименовали себя в Казбековых (или Казбекашвили).
Как бы то ни было, но в начале двадцатого века на территории современного Казбегского района действительно компактно жили осетины. Вот только их ущелья не входили еще в Грузию, а принадлежали Северной Осетии. В 20-х годах прошлого века советская власть несколько ущелий с южной стороны Кавказского хребта передала Юго-Осетинской автономии в составе Грузии. После высылки ингушей в 1944 году, часть осетин из этих мест была переселена в Пригородный район Ингушетии, из-за чего впоследствии и разгорелся осетино-ингушский конфликт. Ну а частично «освободившиеся» от осетин территории Казбегского района отошли Грузинской ССР. Тут Иосиф Сталин и Лаврентий Берия постарались для своих земляков, прирастили Родину территориями. Но в большом СССР с дружбой народов и отсутствием границ у казбегских осетин бытовых трудностей не было. А вот после развала Союза они оказались вдруг в недружелюбном государстве, начавшем дрейф на Запад и отдаляющемся от России. Осетинские роды из Казбегского района оказались разделены государственной границей, и для многих выходцев из Трусовского, Гудского ущелий и Кобской котловины стали недоступны даже могилы предков.
В России вряд ли захотят снова быть обвиненными в аннексии территорий и содействовать казбегским осетинам в их притязаниях. Но как быть, если грузинские власти сделали жизнь части своего населения невыносимой?