Надо отдать должное грузинским судам: дела оппозиционеров они не откладывают в долгий ящик. Хотя работы в этом направлении, признаться, немало. Менее трех месяцев просидел в СИЗО брат генксека «Движения за единую Грузию» Серго Беселия и его друг, арестованные за потасовку и сопротивление полиции. Сегодня начался судебный процесс над ними, а также над несовершеннолетним сыном Эки Беселия Рати и его другом.
К началу суда оппозиционеры подготовили акцию протеста. Генсек Консервативной партии Каха Кукава (на фото с Экой Беселия) призвал всех собраться у Батумского городского суда и «напомнить всему миру, что Грузией правит последний тиран в Европе».
Митинг состоялся, как рассказал GеоrgiaTimes один из лидеров Консервативной партии Бидзина Гуджабидзе. В нем участвовали также члены партий «Путь Грузии» и «Национальный форум». Среди требований оппозиции было не только прекращение преследования семьи Эки Беселия, но и освобождение всех остальных политзаключенных.
Кукава заранее обратился к ведущим это дело судье Джемалу Кикнадзе и прокурору Симону Гогилашвили. Он призвал их «руководствоваться законом и не быть слепыми исполнителями политических заказов».
Серго Беселия и Рати Милорава были арестованы в одном из кафе Кобулети 19 августа за драку и оказание сопротивления полиции. Но оппозиция утверждает, что официально ни один свидетель пока не дал показаний, которые бы подтвердили эти обвинения.
Сейчас судебное заседание продолжается, однако не все желающие смогли на него попасть. По словам Гуджабидзе, судья объявил перерыв до пяти вечера, а вернулся в зал на час раньше.
«Пока процесс шел нормально», - отметил консерватор. Судья должен принять решение относительно вызова свидетелей драки со стороны защиты.
Адвокаты также оспаривают правомочность опознания участников августовского инцидента в кафе в ночь их ареста. При этом присутствовали только государственные адвокаты, а не нанятые семьей, отметил Гуджабидзе.
Скорее всего, сегодня до приговора дело не дойдет.
Обстоятельства инцидента стали известны из сообщения МВД Грузии. Там утверждают, что сын Эки Беселия Рати и ее брат Серго оскорбительно отозвались о женщине за одним столиков кафе, а потом вступили в драку с ее супругом гражданином Давидом Джапаридзе. (Не путать ни с вором в законе, ни с известным журналистом Джапаридзе!).
Дирекция заведения вызвала патрульную полицию. Но родственники Беселия не подчинились требованиям патруля и оказали двум полицейским сопротивление. Вместе с Милорава и Беселия были задержаны еще два посетителя кафе. По факту хулиганства было возбуждено дело.
Сама Эка Беселия сразу заявила, что ее сына и брата задержали умышленно. «Там не было ничего серьезного. Просто двое знакомых моего сына и брата повздорили с кем-то, а они их просто разнимали, но дело раздули после того, как узнали, что в инциденте участвовали мои родственники», - отметила она в беседе с журналистами.
Правда, некоторые СМИ добавляют, что это не первый случай, когда Рати Милорава и Серго Беселия были замечены в хулиганстве. Но следует знать взрывной характер грузин, чтобы понять - потасовки, это часть национальной культуры.
После августовского ареста суд в Кобулети избрал в качестве меры пресечения для Рати Милорава и еще одного несовершеннолетнего подписку о невыезде с выплатой залога, а для Серго и четвертого подозреваемого - содержание в тюрьме на 2 месяца.
Адвокат задержанных заявил, что судебное заседание прошло с нарушениями, все ходатайства защиты были проигнорированы, а сторона обвинения не могла ответить ни на один вопрос. Но иск в апелляционный суд тоже ничего не дал. Так что оппозиционеры пообещали подать жалобу в Страсбург за нарушение Европейской конвенции о правах человека.
По мнению адвокатов, Серго Беселия - политический заложник, которого власти используют для психологического давления на оппонента, «что для современного цивилизованного мира является абсолютно омерзительной формой».
Жалобу на давление властей Эка Беселия донесла и до дипломатического корпуса, с которым оппозиция встречалась в сентябре в гостинице «Тори».
«Движение за единую Грузию», как известно, возглавляет экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, бежавший из страны после обвинений в коррупции в сентябре 2007 года. Перед этим и после (уже из своего парижского политического убежища) он сделал несколько громких заявлений, разоблачающих президента страны и других высокопоставленных грузинских чиновников.
Но в октябре генсек Эка Беселия встречалась с Окруашвили во Франции, и по приезду заявила, что лидер партии появится в Грузии ранее, чем наступит конец президентского срока Саакашвили, то есть до 2013 года. Возможно, что «суровое» обращение с родней Беселии - попытка воздействовать на радикалку и ее опасного для Саакашвили начальника.
Кстати, одновременно судебное преследование настигло и родню еще одного оппозиционного деятеля - Константина Гамсахурдиа, который вроде бы уже «сдался» и даже вернулся в парламент. Его младшего брата Цотнэ заточили в тюрьму по обвинению в ранении из огнестрельного оружия соседа. Причем, улик у следствия практически нет, поэтому оппозиция объявила младшего Гамсахурдиа новым политзаключенным.
Достоверно сказать, что произошло с Цотнэ и с родственниками Беселия невозможно, так как верить грузинскому правосудию не приходится. Ведь в Грузии все зависит от устных договоренностей и связей, которые, вроде, и коррупцией не назовешь, но и до непредвзятости им далеко.