Мужчина и женщина

Кто на новенького?

И полгода не прошло с тех пор, как грузинские правоохранители продержали в заключении белорусских туристов за то, что они без разрешения Тбилиси навестили Абхазию, а потом приехали в Грузию. Им выписали штрафы и в ожидании выплаты посадили за решетку.

Сейчас белорусские визитеры снова добрались до Сухума, а также Цхинвала, незаконным путем - через Москву. Но на этот раз Тбилиси милостиво согласился на вояж. Это же были не праздные туристы, а парламентарии, которым предстоит вынести важное для грузин решение по независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем более, что параллельно в грузинскую столицу прилетели прямым авиарейсом из Минска их коллеги: делегация Беларуси была разделена на три группы.

В Грузии миссия белорусских депутатов никого не напугала. По словам вице-спикера парламента Грузии Пааты Давитая, говорить о возможном признании Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии пока рано.

Сочувственную речь произнес по итогам визита в Тбилиси глава делегации Сергей Маскевич. Он проникся ощущениями грузинских граждан, которые, по его словам, недавно «испытали стресс». «Мы чувствуем, что есть готовность, есть потенциал, настроенность на цивилизованное развитие ситуации, сотрудничество и так далее. Поэтому мы рады, что чувствуем это тепло грузинского народа», - сказал Маскевич.

Сам факт поездки в Тбилиси и заявления главы делегации в России восприняли как сигнал, что позиция Белоруссии смещается в сторону Грузии. Так прокомментировал ситуацию ИА REGNUM директор Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.

Но в это же время другие члены белорусского парламента в отколовшихся от Грузии республиках обсуждали возможности сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. О политическом признании они говорили очень осторожно, ссылаясь на необходимость консенсуса в Национальном собрании. А вот экономическое сотрудничество с республиками их интересовало уже сейчас.

Так в Сухуме депутат Михаил Русый отметил, что целью поездки было не просто изучение обстановки, но и «налаживание теснейших экономических взаимоотношений». По его словам, уже сейчас в белорусском парламенте могла бы работать группа по сотрудничеству депутатов Республики Беларусь и Республики Абхазия.

Признания Русый не пообещал и дипломатично объяснил это желанием белорусов жить как хочется, а не как этого кто-то требует. И в этом вопросе, отметил он, абхазы находятся в похожей ситуации. «Нам, как и вам, приходится жить и все время доказывать, что мы хотим жить так, а не эдак. Наш президент Александр Лукашенко сказал, что суверенитет Беларуси ни на какие подачки и посылы не будет разменян», - сказал Русый.

Абхазы торопить белорусов не стали. Спикер Нугзар Ашуба лишь позволил себе предположить, что равно или поздно Абхазию признают все страны.

«Завоеванная нами независимость - навечно, и за это время, несомненно, многое в мире изменится. Даже заокеанские политики, которые все время заявляют, что никогда не признают Абхазию, в конечном итоге когда-нибудь да признают нашу независимость», - предсказал он.

В Южной Осетии белорусская делегация интересовалась истоками и последствиями прошлогоднего конфликта. Спикер местного парламента Станислав Кочиев заверил белорусов, что война были не этнического, а сугубо политического характера. По его словам, грузины спокойно живут сейчас в Ленингорском районе, беспрепятственно переходят границу в Грузию, их дети посещают грузиноязычные школы в республике.

Белорусы же и здесь, как и в Абхазии, заявили о готовности наладить экономические контакты. «Белоруссия - это экспортно-ориентированная страна. У нас очень большой промышленный потенциал, и мы готовы сотрудничать. На встрече с минэкономразвития мы пытались выяснить, с чего бы можно было начать сотрудничество», - заявил глава белорусской делегации Владимир Кужанов.

Итак, сведения «на местах» собраны. И теперь участникам поездок в три кавказские столицы предстоит собрать воедино полученные впечатления и сделать соответствующие выводы. Как уже писала GeorgiaTimes, белорусы не обещают рассмотреть вопрос признания до Нового года.

Минск продолжает лавировать между Западом и Россией. Но в последнее время это не приносит результата ни на одном, ни на другом дипломатическом фронте. Новый кредит от России не получен, санкции к белорусским политикам со стороны ЕС не отменены. Впрочем, в декабре МВФ должен перечислить Минску очередной, четвертый, транш льготного кредита. До той поры решение по кавказским республикам принимать нецелесообразно.

Скорее Абхазии и Южной Осетии стоит ожидать признания от очередной латиноамериканской страны - Перу. Ранее это уже сделали Никарагуа и Венесуэла. Эксперты отметили, что на решение Каракаса подействовали кредит и крупная оружейная сделка. Но без основополагающего мотива - противостояния стран Латинской Америки Соединенным Штатам, курирующим Грузию, - признание вряд ли состоялось бы.

С другой стороны, недавний визит президента Эквадора Рафаэля Корреа в Москву, от которого даже лидер грузинских лейбористов Шалва Нателашвили, ждал признания Абхазии и Южной Осетии, так и не сделал предсказуемого заявления. Как объяснили это эксперты, обещанный ему кредит не был таким весомым, как в случае с Венесуэлой.

Но вчера стало известно, что еще на прошлой неделе оппозиция в Перу представила в Конгресс страны предложение признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Инициативу проявил лидер Националистической партия республикам, сообщил в среду лидер партии Ольянта Умала.

Как сообщил накануне в интервью РИА Новости лидер партии Ольянта Умала, «Перу - одна из стран, которая уже официально признала независимость Косово, поэтому мы считаем, что Абхазия и Южная Осетия также заслуживают официального признания как новые республики».

В Грузии эту новость встретили с сарказмом. Как заявил госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, «в Латинской Америке, у кого возникнет дефицит денег, сразу же начинают разговоры о признании Абхазии и Южной Осетии».

Однако пока нет сведений о том, чтобы Россия что-то обещала Перу. В эту латиноамериканскую страну, в отличие от некоторых других, не добралась в сентябре и делегация Абхазии. Другое дело, что предложение со стороны оппозиции может не иметь успеха в Конгрессе. Да и Перу не входит в Боливарианский альянс, от стран которого ожидали признания после шага Венесуэлы.

Этот блок был создан по инициативе венесуэльского лидера Уго Чавеса и объединил Боливию, Венесуэла, Гондурас, Доминиканскую Республику, Кубу, Никарагуа, Эквадор, а также два карибских государства - Сент-Винсент и Гренадины и Антигуа и Барбуда.

Кто же на самом деле будет следующим, решившимся на признание Абхазии и Южной Осетии? Союзник России Белоруссия или противники США из Латинской Америки?