Мужчина и женщина

Дадут ли выборы под эгидой ООН желаемые результаты Грузии?

По словам Нателашвили, эта инициатива не придумана им, и именно так проводились выборы во всех странах, где царил тоталитарный режим. В качестве примера он назвал выборы в Конго, Камбодже, Хорватии, Афганистане. При этом главный лейборист Грузии подчеркнул, что в этих самых странах ситуация намного легче, чем в нынешней Грузии.

Оппозиционеры на вчерашней встрече окончательного решения по данному вопросу не приняли, но договорились продолжить консультации и разработать текст совместного обращения, в котором попросят Организацию Объединенных наций провести в Грузии предстоящие весной будущего года выборы в местные органы власти, а также все остальные выборы, которые будут назначены и проведены при правительстве Михаила Саакашвили.

Причем лидеры оппозиции уверены, что чем больше международных организаций будут следить за ходом выборов в Грузии, тем более прозрачными и справедливыми будут эти выборы.

Претензии к итогам выборов в Грузии после обретения ею независимости возникали практически постоянно. Те или иные оппозиционные силы, которым не удавалось набрать достаточное количество голосов, объявляли выборы сфальсифицированными.

Особенно отличалась в этом плане лейбористская партия, которая неоднократно упрекала вначале правительство Эдуарда Шеварднадзе, а затем и Михаила Саакашвили в том, что те «крадут голоса», принадлежащие лейбористам.

Эдуарду Шеварднадзе ставили в вину то, что тот якобы упорно не пускал лейбористов в парламент, хотя сам Шалва Нателашвили был депутатом парламента двух созывов - 1992-1995 и 1995-1998 годов.

Что касается Михаила Саакашвили, то Нателашвили однажды, после выборов в местные органы власти в июне 2002 года, уступил ему пост председателя тбилисского сакребуло, хотя уже спустя полтора года пожалел об этом и не поддержал устроенную Саакашвили и его соратниками «революцию роз».

На президентских выборах 5 января 2008 года Шалва Нателашвили состязался с Саакашвили за пост президента, но набрал менее 7 процентов голосов, заняв лишь четвертое место и уступив также Левану Гачечиладзе и Бадри Патаркацишвили.

Претензии к результатам парламентских выборов 2 ноября 2003 года стали в Грузии предпосылкой «революции роз». Михаил Саакашвили, Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе вместе с многочисленными сторонниками объявили итоги выборов несправедливыми и начали акции протеста под девизом «Верните наши голоса». Их поддержали неправительственные организации, которые осуществляли мониторинг выборов, а также представители международных организаций.

«Революция роз», которая началась с вторжения в парламент в тот момент, когда на трибуну взошел тогдашний президент Эдуард Шеварднадзе и попытался объявить заседание вновь избранного парламента открытым, завершилась захватом основных государственных объектов и торжеством, приуроченным к Дню памяти Святого Георгия, отмечаемому в Грузии 23 ноября.

Итоги последующих парламентских выборов, состоявшихся в марте 2004 года, никто, кроме лейбористов, не оспаривал. А Шалва Нателашвили, чья партия не преодолела действовавшего тогда 7-процентного избирательного барьера и не прошла в парламент, обратился с жалобой к тогдашнему генсеку ООН Кофи Анану и попросил его создать международный трибунал по изучению «преступной» деятельности как Шеварднадзе, так и его правопреемника Михаила Саакашвили.

Нателашвили также попросил генсека ООН потребовать от Саакашвили аннулирования итогов мартовских выборов. С требованием отменить итоги парламентских и президентских выборов 2004 года, в которых одержали победу «розовая коалиция» и Михаил Саакашвили, Нателашвили обратился и в Европейский суд по правам человека, но суд отказал лейбористам в рассмотрении иска.

Шалва Нателашвили был одним из немногих присутствовавших на вчерашнем заседании лидеров оппозиционных сил, кто с самого начала революции противостоял Саакашвили. Остальные оппозиционеры в дни «революции роз» и некоторое время после нее были соратниками нынешнего президента Грузии и отошли от него по тем или иным причинам позднее.

Все выборы, которые проходили в Грузии в последние годы, формально проводились под наблюдением международных организаций. За исключением выборов 2 ноября 2003 года, оценка международных наблюдателей существенного влияния на развитие событий и итоги выборов не оказала.

Оппозиция надеялась, что после разгона митингов 7 ноября 2007 года мировое сообщество будет более объективно в оценке действий правительства Грузии и международные организации уличат Саакашвили и его команду в фальсификации выборов. Ожидания не оправдались. Оценки международных организаций оказались недостаточно критичными и слишком «обтекаемыми» для признания результатов выборов недействительными. Это относится как к президентским выборам 5 января 2008 года, так и к парламентским 21 мая 2008 года.

Сейчас грузинская оппозиция возлагает все надежды на ООН и предполагает, что под эгидой такой влиятельной международной организации правительство Грузии массовую фальсификацию выборов не устроит.

Собственно, иного пути для грузинской оппозиции и не существует. Она публично отказалась от пути революционной смены власти, поскольку революции ничего хорошего стране не принесли, и заявила, что собирается отстранить Михаила Саакашвили от власти путем выборов.