В деле с бунтом в армии Михаила Саакашвили поставлена жирная точка. Один из вовлеченных в скандал генералов Коба Кобаладзе оправдан, трое других командиров - Леван Амиридзе, Коба Отанадзе и Шота Горгиашвили - сели почти на три десятилетия.
Мухрованский мятеж грянул весной, в разгар оппозиционных акций протеста. Неповиновение военных на базе близ Тбилиси выглядело как отвлекающий маневр для населения. Все ждали логической развязки: введения чрезвычайного положения и запрета манифестаций с требованием сместить Саакашвили.
Но вместо этого были арестованы более 30 человек, в том числе представитель авторитетного в Грузии Клуба генералов Коба Кобаладзе и военный эксперт Вахтанг Маисаия. Последнего подозревают в шпионаже в пользу России. Его дело расследуется отдельно.
Против Кобы Кобаладзе «работали» только свидетельские показания другого мятежника - экс-командир спецотряда «Дельта» Гии Гваладзе. В начале сентября он заключил предусмотренную законом сделку со следствием и оговорил генерала. Потом раскаялся в письме. А затем отказался от обвинений самого себя в лжесвидетельстве.
Как сообщила адвокат Гии Гваладзе Майя Джулагидзе, соглашение, которое было оформлено на основании сотрудничества со следствием, а также признания вины, предусматривает наказание в виде двух лет лишения свободы для ее подзащитного. Ранее Гваладзе грозило от 7 до 15 лет тюрьмы.
Перспективы генерала Кобаладзе, помещенного в СИЗО, были далеко не радужные. Вину он не признавал, на сделку со следствием не пошел. Оппозиция объявила его политзаключенным. Сегодня, в день суда, в его поддержку состоялась акция протеста.
Как ранее объяснял GeorgiaTimes адвокат генерала Гела Николеишвили, его подзащитный попал в опалу, потому что пользовался слишком большим авторитетом в армейских кругах, а это всегда раздражало президента.
Кроме того, большинство обвиняемых в мятеже военных заключили со следствием процессуальную сделку, даже если ради этого пришлось признаться в том, чего они не совершали. Однако сотрудничество со следствием дало им шанс на маленькие сроки, поскольку уповать на грузинскую Фемиду во времена Саакашвили не стоило.
Изначально военных подозревали в том, что они собирались свергнуть Саакашвили и якобы ожидали подкрепления российских войск. Более того, они якобы были подкуплены российскими агентами и финансировались самим питерским бизнесменом, главой Всемирного конгресса грузин Александром Эбралидзе, метящим в кресло грузинского президента.
Потом «российский след» был «забыт» за отсутствием улик. Саакашвили отказался от обвинений в адрес северного соседа, а тбилисский суд счел иск Эбралидзе о защите чести и достоинства беспредметным.
На судебных слушаниях звучала версия о том, что бронетанковый батальон отказался повиноваться, не желая участвовать в параде ко дню независимости 26 мая. Комбат Шота Горгиашвили считал неуместными такие празднества после поражения в Южной Осетии. И устроил бунт при поддержке «старших товарищей», в полковников Кобы Отанадзе и Гии Криалашвили и командира батальона рейнджеров Левана Амиридзе.
При задержании Криалашвили был убит. Отанадзе и Амиридзе тяжело ранены.
В декабре адвоката Отанадзе Натию Сирадзе арестовали якобы за давление на свидетеля по другому делу. Консерваторы выразили беспокойство о том, что полковник остался без осведомленного адвоката, но их ропот услышан не был.
В итоге сегодня суд приговорил Кобу Отанадзе к 30 годам лишения свободы, Левана Амиридзе - к 29 годам, Шоту Горгиашвили - к 19 годам, как и требовала прокуратура. Еще 20 военных получили менее «суровое» наказание - до 11 лет тюрьмы и штрафы.
А Коба Кобаладзе - выпущен на свободу прямо в зале суда. Ему вменяется лишь незаконное хранение гранат и огнестрельного оружия, но срок за это - восемь месяцев лишения свободы - он уже отсидел в СИЗО.
Возможно, эту часть приговора освобожденный еще обжалует. Об этом заявил в интервью агентству «Медианьюс» адвокат Кобаладзе Шалва Тадумадзе. Он также предположил, что будет подан ответный иск по поводу незаконного задержания его подзащитного.
Итак, невинный генерал, наконец, выпущен на свободу. Здесь справедливость восторжествовала. Но остались и мученики. Отанадзе, Амиридзе и Горгиашвили так и не пошли на сделку со следствием, не признали своей вины и не «скостили» себе сроки. Почему? Может быть, осталось непоколебимым их убеждение в том, что такое правительство, как команда Михаила Саакашвили, армия поддерживать не должна?