Мужчина и женщина

ООН меняет ответственного за Грузию

Необходимость назначения нового специального представителя генсека ООН на Кавказе появилась после истечения срока полномочий на этом посту дипломата Йохана Вербеке.

За время работы бельгиец активно сотрудничал с Грузией и Абхазией, однако, несмотря на его усилия, мандат миссии наблюдателей организации в регионе не был продлен. Международное сообщество так и не согласилось на переработку формата миссии, продиктованное изменением статуса Абхазии. Россия предлагала открыть два представительства ООН - в Сухуме и Тбилиси, однако с точки зрения Запада, игнорирующего новые реалии на Южном Кавказе, такой шаг в определенном смысле мог бы означать признание суверенитета Абхазии.

Тем не менее, одной из немаловажных заслуг Вербеке стало участие в формировании единственной площадки для прямого диалога между грузинами и Абхазами - механизма по предотвращению инцидентов. Как известно, председательствовал на этих встречах именно он. Несмотря на то, что конкретных результатов в ходе переговоров достичь так и не удалось, представители Грузии и Абхазии теперь регулярно собираются за одним столом.

Теперь ответственность за все южнокавказское хозяйство перед ООН несет Анти Турунен. Напомним, еще до трагических событий августа Турунен, занимавший на тот момент пост представителя действующего председателя ОБСЕ, на встрече с президентом Южной Осетии назвал жертвы среди мирного населения республики неприемлемыми. Вместе с тем, финский дипломат предложил увеличить количество военных наблюдателей миссии в Цхинвале. Правда, югоосетинская сторона считает, что в том выступлении Турунен куда больше внимания уделил обстрелу машины офиса ОБСЕ, нежели человеческим жизням.

В свою очередь, Грузия считает, что в том же 2008 году, когда Финляндия была председателем ОБСЕ, дипломат сыграл значительную роль в урегулировании конфликта между Грузией и Россией. А по оценкам коллег, Турунен хорошо знаком с проблемами Кавказа, а его деятельность на этом посту будет эффективной, передает GHN.

Возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки у новоиспеченного спецпредставителя есть уже сегодня. Как известно, в Гале проходит 12-ая по счету встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагирования на них. Уже известно, что Грузию представляют руководитель аналитического департамента МВД Шота Утиашвили, сотрудники аппарата госминистра по вопросам реинтеграции, а также функционирующего в Тбилиси «альтернативного» правительства Абхазии.

По словам членов грузинской делегации, они намерены вновь поднять вопрос о соблюдении прав человека, обсудить обострившуюся криминогенную обстановку в регионе, вопросы сообщения между Гальским районом Абхазии и соседним Зугдидским районом Грузии.Впрочем, к такой повестке дня Турунен должен быть подготовлен, поскольку вышеобозначенные вопросы Тбилиси поднимает на встречах уже не в первый раз. Свои вопросы будут, однако, и у абхазов. В том числе, это возвращение груза и судна BUKET, который прошлой осенью доставлял в молодую республику горюче-смазочные материалы и был захвачен грузинскими пограничниками. По словам абхазских дипломатов, они не намерены снимать с повестки этот вопрос до его окончательного решения.

Не исключено, что одной из тем на переговорах может стать и только что разработанная Грузией стратегия в отношении Абхазии и Южной Осетии, которая подразумевает решение гуманитарных вопросов и урегулирование территориальных проблем исключительно путем диалога. Документ уже получил одобрение со стороны ООН и, как считают грузинские дипломаты, уже вырисовывается роль организации в осуществлении данной стратегии. Правда, основным камнем преткновения между Тбилиси и Сухумом может стать нежелание грузинской стороны считаться с мнением абхазов. Дело в том, что в документе молодые закавказские республики именуются не иначе, как «оккупированные территории», контролируемые «марионеточными режимами».

Разрешить эти противоречия и призван Анти Турунен. Без преувеличения можно сказать, что от линии финского дипломата зависит многое: начиная от судьбы встреч в Гале и заканчивая будущим ООН на Южном Кавказе в целом.