Мужчина и женщина

США задумались, как протолкнуть Грузию в НАТО

членства (ПДЧ) в НАТО.

Выискивать обходные пути американцам приходится из-за поведения Парижа и Берлина. На апрельском саммите в Бухаресте представители Франции и Германии выступили против ПДЧ для Грузии и Украины. В Вашингтоне резонно опасаются, что история повторится в декабре, когда вопрос снова возникнет на встрече министров иностранных дел стран альянса в Брюсселе. Один из американских дипломатов анонимно рассказал, чем сейчас занимается госдеп.

«Мы, конечно, думаем о принятии Грузии в НАТО, - заявил он. - Вопрос в том, удастся ли нам найти механизм, позволяющий принять ее в альянс без ПДЧ».

Выступая 18 июня на Капитолийском холме, помощник госсекретаря Дэниел Фрид заверил: администрация Буша убеждена в том, что Грузия и Украина должны быть включены в ПДЧ в декабре.

«Хотя в Бухаресте достичь консенсуса не удалось, лидеры альянса заявили в заключительном коммюнике, что Грузия и Украина станут в будущем членами НАТО», - напомнил он.

Москву такие откровения не обрадовали. 19 ноября министр обороны Сердюков заявил на пресс-конференции в Анкаре, что северо-атлантическое братство для Грузии будет только в тягость.

«Нас тревожит расширение военного потенциала грузинскими властями и стремление "затащить" страну в НАТО. Стремление Грузии в альянс может спровоцировать более серьезный конфликт, чем это было в августе».

20 ноября глава пресс-службы Госдепартамента Шон Маккормак на брифинге для журналистов подчеркнул, что Россия не имеет права голоса в НАТО. И потому не ей решать, какое государство принять в альянс, а какое нет.

В Тбилиси обрадовались: Сердюкова поставили на место. Хотя тот ясно дал понять, что России право голоса и не нужно. У Москвы и без того хватает рычагов влияния.

В кашу вокруг ПДЧ неожиданно залез и Виктор Ющенко. Он отметил, что расширение НАТО необходимо провести срочно. По разумению Виктора Андреевича, украинской государственности снова угрожает опасность. Президент напомнил, что Украина "с 1918 года провозглашала независимость 6 раз, из них 5 завершились неудачей». Ющенко торопится в НАТО, пока злые силы не прикончили незалежность в шестой раз. Потому Виктор Андреевич призывает альянс не обращать внимания на политический раскол на Украине. В целом спешка президента вполне понятна - он с трудом удерживается в своем кресле. После того как его лишится, об Украине в НАТО можно и вовсе забыть.

Оранжевого президента поддержал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он сравнил действия России на Кавказе с политикой СССР в Польше в 1939 году и призвал продолжить дискуссии о ПДЧ для Грузии и Украины.

«Следует выполнить обещание принять Грузии и Украину в НАТО", - заявил главный дипломат Польши. - Мы не можем не замечать российских действий в Грузии. Особое беспокойство вызывает обоснование их вторжения - необходимость защиты проживающих там соотечественников. СССР использовал подобные аргументы в сентябре 1939 года, когда занял треть территории Польши. Сейчас Украине и Грузии угрожает реальная опасность. Необходимо добиться того, чтобы дальнейшие попытки силового изменения границ в Европе столкнулись с пропорциональной реакцией НАТО и европейской общественности».

Сикорскому возразил бывший премьер Словакии Ян Чарногурский. Он сообщил, что «втягивание Украины в НАТО - это циничная игра, прежде всего, с украинским народом».

«Принятие Грузии и Украины в альянс стало бы авантюрой для всей Европы. Об угрозе распада Украины говорят уже сегодня. Сразу возникает вопрос - если страна развалится, ее надо объединять с помощью военной операции и солдат со всего НАТО? С Грузией сразу возникает проблема - какую страну мы приняли в НАТО? Включая Абхазию и Южную Осетию или без этих, сегодня уже независимых, государств? И если да - надо ли за них воевать с Россией? Абсурдно думать, что Москва испугается принятия Грузии в НАТО и выведет свои войска из этих государств».

В Тбилиси мнение Чарногурского восприняли с негодованием. И по привычке окрестили словацкого политика «русским агентом».