Именно с таким отношением пришлось столкнуться представителям санкт-петербургского отделения партии «Единая Россия». Они выступили с благим предложением - поставить в Кутаиси крест рядом с тем местом, где до 19 декабря 2009 года стоял мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Мемориал взорвали - другого клочка земли, чтобы отстроить новый грузинский парламент, в маленькой Грузии не нашлось.
Теперь даже шести квадратных метров земли местным властям жалко выделить под крест. А грузинские СМИ очень напряглись и заговорили о российской провокации - видимо, по принципу "бойтесь данайцев, дары приносящих".
Что это за христианская страна, не видящая разницы между троянским конем и православным крестом?
Как рассказал в интервью "Грузии сегодня" депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, крест высотой порядка трех метров должен быть установлен на газоне рядом с новым зданием грузинского парламента. На кресте будут изображены иконы величайших святых России и Грузии - святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, и святой равноапостольной княгини Ольги - просветительницы Руси. Рядом с изображениями величайших христианских подвижниц появятся иконы новомучеников кутаисских и санкт-петербургских.
Если так близки друг другу небесные покровители - как могут их разлучить земные дрязги? Ведь недаром апостол Павел писал, что во Христе не должно быть ни эллина, ни иудея. Вера - это то, что объединяет людей сквозь все границы, даже на территории, которая кажется или считается враждебной. Разделить христиан может только зло и предательство, и нет ничего хуже раскола в церкви и раскола между единоверцами.
Крест как раз призван напомнить и русским, и грузинам, что никакая предательская политика, никакие ложь и клевета не в состоянии перечеркнуть то главное, в чем два народа все-таки едины, - веру Христову. И невзирая на всю боль от проломленных и перерисованных границ, горящих, как свежие шрамы, подлинное отечество у двух народов одно - Небесное.
Но грузинским властям и грузинским СМИ крест пришелся не ко двору и не по душе. Их обида на русских так бесконечно, беспредельно и фантастически велика, что, отрекаясь от всего исходящего от России, они умудрились отречься даже от креста, назвав его русской провокацией. Они умудрились отречься даже от своих святых. Страх берет поневоле - когда вспоминаешь, кого злит и раздражает крест и кому не по нраву святые лики. То-то Грузию так хороводит.
В интернетовском "Expert Club" вообще считают, что крест без согласования с соответствующими государственными инстанциями - он и не крест вроде, а так - железяка какая-то бессмысленная.
Поневоле поразишься глубокому и оригинальному грузинскому богословию. Получается, на территории Грузии крест перестает быть крестом, если на нем не стоит государственная печать. Страшно хочется знать (но страшно и спрашивать) - распространятся ли это правило на нательные крестики, если они, паче чаяния, изготовлены в России? А если крест освящен Патриархом всея Руси - ведь Грузинская православная церковь все еще состоит в евхаристическом общении с Русской православной? А если, как в нашем случае, на кресте изображен Спаситель или иконы?
Неужели все это становится бессмысленным, уходит благодать, теряют выражение и узнаваемость святые лики, перестает быть крестом крест, как только пересекается граница Грузии?
На кресте из виноградной лозы, который подарила святой Нине Дева Мария, перед тем как ей идти на проповедь в Иверию, не было ровным счетом никакой государственной печати. Грузии очень повезло, что ею тогда правили другие люди и не было абсолютно никаких СМИ. А то так бы и осталась Иверия не крещенной и не оглашенной.
А на месте грузин я бы с большой осторожностью высказывалась о том, что кресты в этой стране воздвигаются только по мановению государства. По согласию с государственными ведомствами, как мне помнится, однажды уже установили один Крест. Позора это ведомство две тысячи лет не может обобраться.