«Мы не хотим вести себя, как Грузия, и не хотим закончить, как она», - пояснил министр иностранных дел Радослав Сикорский.
Политическая дискуссия об объеме полномочий премьера и президента продолжается в Польше не первый месяц. Но в последнее время противостояние Дональда Туска и Леха Качиньского дошло до точки кипения. В первую очередь, из-за внешней политики. Кто из двух высших должностных лиц ее определяет - не ясно. Соответствующие конституционные положения можно толковать двояко. В итоге на внешнеполитической арене Качиньский постоянно пытается сколотить антироссийский союз Польши, Литвы и Грузии. А правительство вынуждено оправдываться...
«Качиньский - просто посмешище, - еще в октябре сообщил экс-глава государства и популярный польский политик Лех Валенса. - Его президентство вредит Польше. Надо сделать все, чтобы как можно скорее сократить срок его полномочий».
Они у Качиньского истекают в декабре 2010 года, однако Валенса уверяет, что держать его еще два года на посту опасно. Иначе, мол, наворотит таких дел, что вся страна будет расхлебывать их еще лет двадцать.
Политическая элита Польши вняла бывшему лидеру «Солидарности» в конце ноября. Последней каплей, переполнившей терпение правительства, стала поездка президента в Грузию. Напомним, 25 ноября Лех Качиньский вместе с Михаилом Саакашвили попытались проехать в контролируемый Южной Осетией Ахалгори. И услышали стрельбу. Уже тогда президента обвинили в безответственности.
«Путешествие Качинського могло закончиться трагически, - заявил военный эксперт Мартин Войцеховский. - Представьте, что бы было, если бы русские обстреляли президентскую колонну? Что в такой ситуации должна была делать Польша? Начать бомбардировку Калининграда?»
Впрочем, польская спецслужба уже на следующий день пришла к выводу, что инцидент - провокация грузинских спецслужб. И правительство взялось за дело. Сначала премьер разогнал президентскую охрану. И, несмотря на протесты Качиньского, приставило к нему бюро охраны правительства. С указом оберегать президента. Если будет нужно - против его воли.
Далее начались чудеса. Президент отправился в азиатское турне. Там у него неожиданно сломался самолет - слава богу, на земле. И Качиньский застрял сперва в Улан-Баторе, потом в Токио и, наконец, в Сеуле. В это время в Варшаве правящая партия приступила к разработке законопроекта, согласно которому Польшу на европейских саммитах представляет только премьер-министр страны. Участие президента возможно лишь в исключительных случаях и непременно при согласии правительства. Вице-председатель крупнейшей оппозиционной партии «Право и справедливость» Адам Липинский прямо сообщил, что цель нового нормативного акта - изолировать главу государства «от зарубежной политики» в целом.
По сообщению из Сеула, для Качиньского сейчас пытаются нанять чартер, чтобы он поскорее вернулся в Варшаву. Пока не удается...
Сергей Чайкин