Мужчина и женщина

Грузинская железная дорога закончится в Нью-Йорке

В июле этого года Грузинская железная дорога разместила на Лондонской фондовой бирже (LSE) еврооблигации со сроком погашения в 2015 году. Объем размещения составил 250 миллионов долларов. Номинал обязательств - одну тысячу и сто тысяч в американской валюте, годовая процентная ставка 9,875. Международные рейтинговые агентства Standard&Poor's и Fitch единогласно присвоили размещаемым бумагам рейтинг B+, прогноз стабильный.

Британский листинг, организаторами которого выступили заокеанские банки J.P. Morgan и Bank of America Merrill Lynch, можно считать успешным. Инвесторы из европейских стран приобрели 87,2 процента облигаций перевозчика. Как сообщил Тбилиси после размещения, 40,4 процента выпуска куплено инвесторами из Великобритании, 20,9 процента бондов осело у швейцарцев, 25,9 процента - у финансистов других стран Европы. Грузинским гражданам досталось 6,5 процента облигаций, еще 6,1 процента ушло в оффшоры и 0,2 процента - в страны Азии.

Понять заинтересованность нью-йоркских брокерских контор в бондах грузинского перевозчика нетрудно. Тем более что в этом году он сам демонстрирует неплохие результаты роста. Так, с января по сентябрь ГЖД перевезла 14,8 миллиона тонн грузов - на 21,3 процента больше, чем годом ранее. При этом транзит вырос на 22 процента и составил 67,6 процента от общего объема грузоперевозок (десять миллионов тонн). Такое значительное улучшение экономических показателей естественным образом повысило инвестиционную привлекательность Грузинской железной дороги.

Значит можно надеяться, что в скором времени железнодорожников Сакартвело ждут золотые горы, и хотя бы в одной отрасли грузинской экономики наступит долгожданное процветание? С такой интерпретацией категорически не согласен экономист Гия Хухашвили, бывший член наблюдательного совета грузинского перевозчика.

"На железной дороге Грузии серьезные проблемы. ГЖД - крайне непривлекательный актив с точки зрения бизнеса. Да, здесь может быть определенный политический интерес, но свободный инвестор, знакомый с внутренней ситуацией в компании, вряд ли решится вкладывать в нее свои кровные",- уверен эксперт.

Грузинский экономист знает, о чем говорит. Ведь впечатляющие темпы роста перевозок, демонстрируемые ГЖД, только выглядят такими. Если вспомнить, что прошлый год ознаменовался для железнодорожников Сакартвело катастрофическим обвалом всех показателей (только объем грузоперевозок по сравнению с 2008 годом сократился на 19 процентов), то становится понятно: о росте речи не идет, разве что о восстановлении. И дальнейшие перспективы развития Грузинской железной дороги весьма расплывчаты. Вырученные благодаря размещению облигаций миллионы будут направлены на модернизацию крайне изношенной инфраструктуры перевозчика.

"Привлеченную сумму "Грузинская железная дорога" направит на финансирование строительства обходной Тбилисской железной дороги и проектов, ориентированных на модернизацию железнодорожной инфраструктуры страны", - сказал после лондонского листинга начальник пресс-службы грузинского премьер-министра Николоз Мчедлишвили.

Всего же на развитие и модернизацию железнодорожной сети страны Тбилиси планирует в течение ближайших двух с половиной лет направить 550 миллионов долларов. Где тбилисские чиновники собираются брать эти деньги, если бюджет трещит по швам? И возможное размещение в Нью-Йорке допэмиссии облигаций ГЖД - не выход. Ведь успех в Лондоне - это не признание блестящих перспектив развития перевозчика. Это гарантированное вложение в государственный актив с весьма привлекательной купонной ставкой.

Поскольку стопроцентным владельцем ООО "ГЖД" является грузинское государство в лице "Агентства управления предприятий", платить в конечном счете придется ему. Вложения в облигации перевозчика подвергнутся опасности только в случае дефолта Сакартвело. А этого, надеются финансовые воротилы, американские друзья Мишико не допустят.

Настоящей проверкой инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта Грузии могло бы стать акционирование ГЖД и последующее IPO, неважно где - хоть в Лондоне, хоть в Нью-Йорке, хоть в Москве. И здесь перевозчика вряд ли бы ждал успех, сравнимый с английским размещением. Найти стратегического инвестора, учитывая весь комплекс проблем Грузинской железной дороги, ей было бы очень непросто.

"Реальным покупателем этого весьма непривлекательного актива, учитывая стратегические интересы компании, могли бы стать "Российские железные дороги". Предположу, что нынешняя шумиха каким-то образом связана с таким вариантом. Грузинское правительство в силу нынешнего состояния отношений между Тбилиси и Москвой не может напрямую продавать ГЖД России, но наличие тайных договоренностей на этот счет исключать нельзя", - полагает Гия Хухашвили.

Железнодорожная сеть Сакартвело со всех сторон окружена структурами РЖД, и для долговременного развития российской монополии грузинские железные дороги действительно представляют интерес. Слухи о возможной продаже ГЖД компании Владимира Якунина уже несколько лет муссируются грузинскими СМИ. Но право выбора между стратегическим инвестором или алчными воротилами с Уолл-стрит остается за тбилисскими чиновниками.