Амирэджиби был горяч и вспыльчив, как и многие его соплеменники. Но с возрастом страсти уступают место мудрости или бессилию. И то и другое вместе привело известного писателя, бывшего советского диссидента, автора одной из вершин грузинской прозы «Дата Туташхия» к монашеству.
Полторы недели назад он принял постриг и новое имя - Давид. Священный Синод Грузинской православной церкви в виде исключения разрешил больному 89-летнему писателю пребывать не в монастыре, а в собственном доме. Много лет назад ему пришлось перенести операцию на горле. У него был рак. После этого писатель лишился дара речи. Он мог лишь водить пером по бумаге, создавая шедевр за шедевром - «Дата Туташхиа», «Гора Мборгали», «Георгий Блистательный».
Признанию и литературным премиям Грузинской ССР и СССР предшествовали годы сидения в советских лагерях. За несогласие с генеральной линией партии. И за ранее репрессированных родителей, происходивших из княжеского рода.
Самый известный из его героев Дата Туташхия, о котором благодаря фильму «Берега» говорил весь Советский Союз, тоже противостоял принятым порядкам, только в другое, царское время. Он предпочел стать абреком - лесным разбойником - но не отказаться от своих принципов справедливости. Дата мог быть жестоким, но глубоко убежденным в праведности своих поступков.
В абреке отразились некоторые черты самого Амирэджиби, не привыкшего сдерживать эмоций. Однажды он обозвал «швалью» северокавказские народы. Сгоряча, во время грузино-абхазской войны, когда на помощь Сухуму пришли адыгские ополченцы. На той войне у Чабуа Ираклиевича погиб старший сын Ираклий. Сопровождал на фронте журналистов. На их глазах, под прицелом телекамер получил смертельную пулю.
А годом ранее Амирэджиби чуть сам не стал жертвой гражданских разборок. Он перешел дорогу первому президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа. Как вспоминает литературовед и правозащитник Марлен Кораллов, с которым он сидел в лагерях в советские годы, национальный лидер обозвал писателя одним из предателей, которые «день и ночь клевещут на нашу страну, на нашу власть». Тогда в Тбилиси хозяйничали вооруженные отряды бывших уголовников «Мхедриони» и «убирали» неугодных новой власти.
С тех пор минуло 20 лет, а Грузия так и не стала такой, какой ее хотел бы видеть Чабуа Амирэджиби. Он покинул светский мир, уйдя в монахи. Причем, как следует из интервью писателя газете «Квела Сиахле» («Все новости»), белое монашество не запрещает ему деятельности на благо отечества. Однако у него почти не осталось надежды на перемены к лучшему.
«Я ждал, что в жизни нашего народа появится человек, деятель, который обозначил бы нации пути осуществления цели. Никто не появился. Мне же не хватило таланта и фантазии выполнить национальное дело, то есть сформировать список практических шагов, и я подался в белое монашество», - объяснил он.
Ясно, что президента Михаила Саакашвили со всеми его показными «достижениями» Амирэджиби не может назвать поводырем грузинского народа. Нет такого национального лидера и среди оппозиционеров. По словам классика литературы, каждая партия хочет прорваться к власти, имеет программу, но ни одна не может объяснить, как будет воплощать свои идеи в жизнь.
Амирэджиби не упустил из виду и конституционные изменения, которые в скором времени изменят расстановку сил в правительстве. Значимость парламента возрастет, а полномочия президента будут урезаны. Но нынешний спикер Давид Бакрадзе, которого писатель называл «талантливым и мыслящим по-государственному деятелем», все же готов играть роль первой скрипки.
«Он подразумевает под стабильностью тот испытанный, не раз осуществленный в истории метод, который приведет во главу грузинского государства человека, которому подчиняется господин Давид Бакрадзе», - намекнул писатель на вариант, при котором Михаил Саакашвили останется у руля и после 2013 года, правда, уже в роли премьера с расширенными полномочиями.
Незадолго до пострига Чабуа Амирэджиби «благословил» Представительное народное собрание Грузии. Это форум интеллигентов и общественных организаций, который ищет ответ на вопрос, как вывести страну из тупика, куда его завело правительство Михаила Саакашвили. Одна из повесток дня - «Народный суд», который укажет на все преступления режима и позволит провести импичмент за счет подписей жителей страны.
Один из активных участников Собрания актер Гоги Кавтарадзе пояснил GeorgiaTimes, что сейчас сотрудничество с писателем продолжается, но не так активно: "Ему сейчас нездоровится, и мы его не беспокоим".
- В своем последнем интервью Амирэджиби признался, что не видит перспектив ни у одной политической партии. Значит ли это, что у него нет надежды и на ваше «Представительное собрание»?
- Он имел в виду, наверное, именно партии, а не общественные движения.
- Какой он хочет видеть Грузию, что хочет изменить?
- Он переживает из-за нынешнего состояния страны. О том, что территориальная целостность до сих пор не восстановлена, кризис в государстве, тяжелая атмосфера. Его беспокоит нравственная сторона состояния общества. В общих словах - он хочет видеть Грузию работающей. Чтобы не были в таком состоянии, как сейчас, когда некоторые члены общества на гране нищеты. Он не хочет видеть этого, да и никто не хочет.
«Представительное собрание» пока провело только подготовительную конференцию и встречи в регионах. На 25 ноября намечается большой съезд в столице. Но у организаторов мероприятия уже возникли проблемы с наймом помещения. Ранее Кавтарадзе говорил GeorgiaTimes, что удобнее всего собрать такое количество народа во Дворце спорта. Но руководство учреждения струсило и отказало представителям Собрания. Почти во всех регионах их постигла такая же неудача. Предварительно достигнута договоренность в Аджарии. Если мероприятие сорвется и там, организаторы уже пообещали вывести народ на улицы. Может быть, этого бунтарского - но не оскверненного, как в 2009 году, политическими дрязгами - шага и не хватает Грузии сейчас, чтобы немного приблизиться к идеалам, на которые в своем творчестве указывал Амирэджиби.